Для слабовидящих

О театре

Пресса

Жизнь после смерти: театр «Вера» представил премьеру спектакля «Прекрасное далеко»

Ольга Плаксунова, журнал "Столица Нижний", март 2019

Пьесу молодого драматурга и режиссера Дмитрия Егорова, пишущего под псевдонимом Данила Привалов, поставила известный нижегородский режиссер Елена Фирстова. Для нее это первый опыт работы с труппой театра «Вера», и тем интереснее было увидеть результат этого сотрудничества. Создатели спектакля предлагают порассуждать о том, как устроено место, называемое нами «раем», куда попадают души умерших людей. Могут ли они что-то чувствовать? Помнят ли о том, кем они были в прошлом?

Спектакль «Прекрасное далеко» напоминает зрителям о том моменте, когда все мы покинем мир живых, и предлагает пофантазировать на тему, что будет, когда мы умрем. Встретимся ли еще когда-нибудь со своими близкими? Есть ли там Бог и кто может попасть в это странное место — рай? Постановка оставляет больше вопросов, чем дает ответов.

Зрители смеялись и плакали, кто-то вспоминал себя и ушедших любимых, другие же пытались логически выстроить образ того самого «прекрасного далеко», пока на сцене разворачивалась мелодраматическая история первой любви. Некоторые из попавших сюда ангелов в земной жизни не успели никого полюбить, навсегда оставшись молодыми. Другие же повидали мир и прожили куда больше, но это вовсе не значит, что они были умнее.

Нарушает их спокойное бытие, заполняемое пустыми разговорами, появившийся новичок — Вася (Андрей Хозяев), как выяснится позже, убитый на войне. По законам жанра, это его глазами мы видим этот мир и с его помощью постепенно знакомимся со всеми обитателями пространства.

В разные годы все они попали сюда, и, словно ожившие страницы учебника истории страны, мы перелистываем их воспоминания. Тетя Таня (Татьяна Каурова) замерзла в блокадном Ленинграде. На «строителя коммунизма» Серегу (Алексей Тулупов) в результате несчастного случая упала бетонная плита. Балагура и любителя покурить Тоху (Олег Юлов) подстрелил в темноте снайпер, когда тот забыл прикрыть ладонью светящийся огонек. Но трогательнее всего звучит голос чистой и светлой Маруси, зарезанной в лесу несостоявшимся женихом, — ее играет молодая актриса театра Мария Попова.

Ангелы пишут письма родным и Богу, которые разносит почтальон (Денис Зиненко). Они могут подняться в космос или побывать на Земле и путешествуют по разным странам, как мудрый Саныч (Андрей Логинов). Сажают растения в парнике, месят тесто, что-то бессмысленно делают, но порой кажется, они и сами не уверены в реальности своего существования.

Подчеркивает эту чуть грустную, меланхолическую тему воспоминаний музыка нижегородского композитора Марка Булошникова. Но в большей степени хочется отметить работу художников спектакля — настоящих театральных волшебниц, благодаря которым сказка для взрослых ожила и заворожила зрителя. Ольга Лагеда создала пространство ангелов с помощью обычных перфорированных листов железа, закрепленных на наклонной конструкции. А художник по свету Елена Левичева смогла придать этим образам загадочность и объем.

Елена Фирстова, режиссер
Мне нравится текст, и кажется любопытной тема пьесы — в ней заложен лиризм, и актерам там есть что играть. Разговаривая с подростками о смерти, надо акцентировать мысль на том, почему надо любить жизнь: потому что лучше, чем здесь, уже нигде не будет.
Вера Горшкова, художественный руководитель театра «Вера»
Это серьезный, исповедальный разговор о жизни и смерти, без которого невозможен театр. Потери неизбежна, и привыкнуть к этой мысли мы не можем. Тяжелая, но светлая и прекрасная тема, в которой каждый задается вопросом: зачем я появился на этой земле?
Ольга Плаксунова