Для слабовидящих

О театре

Пресса

Юбилей Веры Горшковой

Анастасия Дудоладова, театральный журнал "i" №5, 2018

В октябре 2017 года отметила юбилей создатель и бессменный художественный руководитель театра «Вера» Вера Александровна Горшкова.

Вся ее профессиональная жизнь связана с театром, обращенным к юному поколению. Благодаря длительной работе с детьми и неистощимой вере в их талант, был создан театр «Вера», поставлены десятки незабываемых спектаклей, воспитаны несколько поколений актеров и зрителей, получили путевку в профессию режиссеры и художники. 

По словам Веры Александровны, она «актрисой хотела быть всегда и режиссёром в своем театре, и всю жизнь хотела такой театр. Только свой, маленький, но свой, где всем правят дети! И все на свете понимают и любят друг друга, и наш Театр. Театр - Дом!  Школа! Любовь! Всё он один на свете!»

Именно в этих словах, давным-давно написанных ею в письме – корни ее театрального кредо. Театр, вырастающий из детского восприятия мира, сохраняющий веру в талантливость каждого человека, дарящий зрителям сказку, где добро и любовь всенепременно побеждают. Театр, в котором профессиональное, художественное, творческое начало обязательно сливается с нравственным, эстетическим, педагогическим.

В 1976 году во Дворце культуры имени Ленина Вера Горшкова открыла детскую «Театральную Студию Будущего», первым спектаклем которой стала «Синяя птица» М.Метерлинка. Затем студия, уже молодежная, получила почетное звание «Народный ТЮЗ» и собственное помещение в подвале Дворца. Бывший ресторан, в котором были только грязные стены, студийцы превратили в настоящий театр - со сценой, зрительным залом, служебными комнатами и даже буфетом. Молодежному коллективу В.Горшковой, призеру нескольких фестивалей и популярному у молодых зрителей, хватило смелости стать хозрасчетным театром-студией под названием «Вера». Поскольку именно ею они все и жили — верой в дело, которым занимались, верой в своих друзей, верой в театр, верой в мечту.

Названия оказались пророческими, детская любительская студия дала рождение новому театру в Нижнем Новгороде. В 1991 году театр получил профессиональный статус и стал муниципальным.

Освоив азы актерского мастерства у В.А.Горшковой, актеры продолжили свое образование на специально созданном курсе в Самарской академии культуры и искусств. Актерское мастерство, речь, сценическое движение, театроведение преподавали специалисты из Самары и Москвы, а все общеобразовательные дисциплины - в нижегородском педагогическом университете. Мастером курса стал заслуженный деятель искусств РСФСР Е.Д.Табачников. Встреча с ним стала важным этапом в становлении театра. Долго, кропотливо и очень подробно репетировал он с молодыми артистами «Вишневый сад» А.Чехова, но не успел окончить постановку. Поэтому в дипломном спектакле, который бережно, по дневниковым записям завершала В.Горшкова, в четвертом, неразобранном с мастером, акте артисты играли в собственной современной одежде, словно самостоятельно осмысляя финал. Сад для В.Горшковой прежде всего олицетворял память, неразрывную связь человека со своими корнями, без которой невозможно будущее. И более 10 лет «Вишневый сад» игрался в память о Е.Табачникове.

Другой важной встречей, на многие годы определившей круг тем, поднимаемых в спектаклях В.Горшковой, стало знакомство с ленинградским драматургом Р.Кацем. Спектакли по его пьесам шли в театрах Москвы, Тулы, Рязани, Владивостока, Горького. Много лет он посвятил театру юношеского творчества ленинградского Дворца пионеров. Все его творчество было пронизано любовью к детям и ответственностью старших за их взросление. «Сцены у Пушкинского дома», поставленные В.Горшковой, поразили Рудольфа Михайловича своей пронзительностью и искренностью, и его новые пьесы в первую очередь направлялись «Вере». «Осенние вольнодумцы», «Мы с Мормофоном», «Остров», как и самая последняя -  «Умфолози», будоражили, задавали неудобные вопросы, вызывали бурные обсуждения и восторги зрителей. Можно с уверенностью сказать, что они актуальны и сейчас.

В 1993 году подвал потребовали освободить, но эта потеря стала началом новой жизни на новом месте. При помощи властей Канавинского района театр получил заброшенное здание Дома торжеств на Мещерском бульваре, и стал первым театром в заречной, рабочей, части города. Своими руками была построена сцена с двумя арками в глубине, ничем не отделенная от зрительного зала, украшено высокое фойе с колонной по центру, которая словно отмечала место для самой волшебной елки в городе. Можно было потрогать артистов! И полностью погрузиться в сказку. Все, кто приходил в театр, отмечали его удивительную атмосферу искренности и тепла (на расстоянии вытянутой руки не соврешь!) и одновременно яркой театральности, сказочной красоты и волшебства, творящегося прямо на глазах. Одним из первых спектаклей на новой сцене стала черно-белая «Сотворившая чудо» У.Гибсона – спектакль о девушке Анни Салливан, силой любви и терпения открывшей слепоглухонемой девочке окружающий мир и возможность общаться с ним. В.Горшкова, как и Анни, всю свою творческую жизнь раскрывает людей.

Для начинающего драматурга, художника, режиссера очень важен первый в его творческой жизни полноценный спектакль. Важна встреча с настоящим театром, куда молодой автор может прийти как в родной дом, узнавать его жизнь и его тайны, совершать ошибки и открытия, приобретать профессиональный багаж и веру в свои силы. В.Горшкова прекрасно это понимает и не боится работать с молодыми, пускать их в свой театральный дом, позволяет быть самостоятельными и не зависеть от нее.

«Вера» стала первым таким театром в жизни драматурга Ксении Драгунской. Ее почти хулиганские «Вверхтормашками», «Огурцы и другие пирожные», «Все мальчишки – дураки!» в режиссерском прочтении В.Горшковой через почти цирковую клоунаду становились смешными, трогательными историями о семье, об уходящем детстве.

 Приход в театр оканчивающей ЛГИТМиК художницы Натальи Беловой на десятилетие определил потрясающий метафорический мир спектаклей В.Горшковой: «Полоумного Журдена» М.Булгакова, «Серебряной сказки» М.Бартенева, «Аленького цветочка» С.Аксакова, «Золушки» Е.Шварца, «Золотого ключика» А.Толстого. Легендарной стала их пушкинская «Сказка о царе Салтане». Этот яркий, фантасмагорический музыкальный спектакль идет на сцене театра уже 18 лет! За эти годы было сыграно более 350 представлений, в том числе в Германии, где русская сказка была понятна немецким ребятишкам без перевода. Перед глазами удивленных зрителей разворачиваются настоящие чудеса: море выносит бочку на берег острова, на котором оживают дома и елка с белкой-певуньей, медленно проплывают корабли с корабельщиками. В этом спектакле все они создаются актерами.

А.Пушкин стал еще одним любимым автором В.Горшковой. Пушкинские произведения не исчезают из афиши театра «Вера». «Болдинская осень», «Маленькие трагедии», вынашиваемая в последние годы «Капитанская дочка» - это высокая поэзия, в которой В.Горшкова открывает очень простые, человеческие смыслы о поиске счастья.

Под крылом В.Горшковой в «Вере» начинают и творят «что хотят» нижегородские режиссеры, поэтому тут есть театр А.Ряписова, И.Лаптиевой, В.Червякова, Е.Лопухинской. Она по-прежнему открывает новые имена начинающих драматургов, придумывает русско-немецкие проекты, городские культурные акции, осваивает нетеатральные пространства города, верит в чудеса и продолжает мечтать. О новых спектаклях. О новом театре, который откроется после реконструкции в новом году. 

Анастасия Дудоладова