Для слабовидящих

О театре

Пресса

Яблочные потешки

Ольга Плаксунова, газета "Париоты Нижнего" № 45, 21 ноября 2018

Вторая премьера в сезоне и в родном доме театра «Вера» состоялась 16 ноября. Потешное представление в двух действиях – «Сказка о молодильных яблоках» (6+), рассказывающее о том, как Иван, но не дурак, а купеческий сын, за яблоками для батюшки ходил, – представили в лучших традициях зрелищного площадного театра.

Спектакль поставлен по пьесе молодого драматурга Олега Михайлова, уже знакомого нижегородским театралам по «Подлинной истории фрекен Бок». Сюжетная основа в нем от русской народной сказки, но небольшие ремарки и новые персонажи сделали премьеру неожиданно современной. Здесь не будет скучно ни ребятам, ни взрослым. Последние, к слову, улыбаются все представление, впав в детство. Это славный мир сказки – волшебство театра, когда ты точно знаешь, что в конце добро непременно победит, а злодеи если и чуть страшные, то только в первую минуту, но потом их становится даже жалко.

Режиссер Ирина Лаптиева очень волновалась перед премьерой и была счастлива представить новый спектакль: «Предложила мне его поставить Вера Александровна Горшкова (художественный руководитель театра “Вера”. – Прим. ред.), и я с радостью согласилась. Мне хотелось сделать хулиганский спектакль (в хорошем смысле слова), с баловством и “шутейской” актерской игрой. Конечно же, мы рассчитываем на семейного зрителя. Выбор исполнителя на роль Ивана – Александра Георгиева был сделан сразу же. У него была небольшая, вводная роль – великолепная работа в моей предыдущей постановке “Майя и К”. И потому даже вопроса не стояло, кто будет играть главного героя в этот раз». Александр, работающий в театре всего второй сезон, справился с ожиданиями режиссера и порадовал публику убедительной игрой.

Это музыкальный спектакль, где даже теме морского танца «Яблочко» нашлось место. Песенки к спектаклю композитора Владимира Зырянова звучат, правда, в записи, но, кажется, юные зрители этого даже не заметили – настолько яркой и динамичной получилась премьера. Внимание ребят удерживают волшебники-актеры и череда сказочных событий. Открывает повествование Сказочница (Ирина Карамышева), приглашая нас в удивительный мир невероятной истории, рассказанной в народной стилистике.

В постановке заняты всего 11 актеров, которые при помощи нескольких переодеваний играют всех персонажей. Костюмы художника Андрея Михайлова выдержаны в народных традициях, однако некоторые детали в них современные, четко характеризующие тип персонажей. Так, бейсболка, бриджи и жилет Ивана украшены тесьмой. Упырь Кровососыч (Алексей Степанушкин), вампир, и его помощница Лень-Баклуша (Наталья Червякова) – в одеждах, сделанных на европейский манер. «Хор» артельщиков – артисты массовых сцен – одет в льняные одежды, а у мачехи Матрены командирские брюки-галифе и кокошник, напоминающий двууголку Наполеона. Даже у царевны Синеглазки (Ксения Кошелева) получился эмансипированный образ девушки, увлекающейся восточными единоборствами: широкие штаны (почти как в кимоно) удачно подошли для сцены слоу-мо (замедленного движения), когда невеста и мачеха-ведьма сошлись в рукопашной драке за любимого.

В сказке неожиданная завязка: отец Ивана – богатый купец Демьян (Сергей Голышев) женился на молодой Матрене (ее играют по очереди Галина Быкова и Анастасия Дудоладова). Но вовсе не Демьян, а Иван был тайным объектом ее любви. Не стоит пугаться такому повороту событий – в сказках всегда разыгрывается определенная модель поведения для детей, чтобы наглядно дать понять, как в обычной жизни поступать не следует. Отвергнув даже мысли о таком предательстве и измене, простодушный Ваня получил врага в лице мачехи, как потом выяснится, сестры Бабы-яги. Из мести она оговорила пасынка и отправила его добыть те самые молодильные яблоки, чтобы в итоге самой стать моложе.

В сказке про путешествие Ивана никак не обойтись без Волка. Здесь он совсем не простой, а оборотень, который умеет становиться шапкой. В прошлом звали его Капитоном (Константин Еремеев), и был у него закадычный дружок Казимир (Сергей Иордан), ставший котом. Превратила их Матрена в животных, и снять то заклятие способна только ее смерть. Сказка соединит не только любящие сердца молодых героев, но еще и поможет встретиться друзьям, в финале вновь принявшим обличие людей.

Отдельного упоминания заслуживает эпизод репетиции музыкального номера Бабы-яги (Ольга Куклина), которая собралась участвовать в смотре талантов лесной нечисти. Кот, играющий на баяне, – прообраз всех режиссеров-постановщиков – мучает ее бесконечными повторами и придирками, доводя криками до слез. И это вовсе не старушка, а экстравагантная дамочка на высоких каблуках, в парике и в ярких одеждах, мечтающая о сцене, – творчество способно преобразить даже Ягу.

В работе над спектаклем собралась настоящая «веровская» команда – чувствуется слаженная работа единомышленников, которые по-настоящему увлечены своим делом. Это особый тип театра, за что его и любят постоянные зрители, где на расстоянии вытянутой руки происходят чудеса, а события напоминают веселый балаган. В эпилоге между сценой и залом рушится «четвертая стена»: туда и обратно летят самодельные яблочки, связанные, сшитые, украшенные руками всех сотрудников театра. Артисты заражают зрителя азартом игры, верой в то, что добро обязательно победит, а плохой человек будет наказан, попавшись в свои же коварные сети.

Текст: Ольга Плаксунова

Фото Андрея Абрамова