Для слабовидящих

О театре

Пресса

Владимир ЧЕРВЯКОВ: «Гоголь не нуждается в улучшении»

Владимир Шлыков, "Нижегородские новости" 21 марта 2013 г.

Знакомый по школьной программе «Ревизор» Н. В. Гоголя — едва ли не самый распространенный в России спектакль. Чтобы привлечь публику и уйти от хрестоматийности, режиссеры прибегают к невероятным экспериментам, устраивая на сцене то пьянку уездных чиновников на фоне строительных лесов, то заставляя помещиков Добчинского с Бобчинским встать на ходули…

В рамках проекта «Классный театр» в детском театре «Вера» режиссер Владимир Червяков репетирует «Ревизора», не отвергая новаций, но стараясь в первую очередь подчеркнуть притчевость пьесы. Накануне международного праздника искусства Мельпомены (а он отмечается 27 марта) он поделился с «НН» своим видением произведения классика русской литературы.

— Владимир Александрович, как вы сами определяете жанр своего спектакля, к чему должен быть готов зритель, когда придет на премьеру?

— Острая, меткая сатира Гоголя спустя почти два столетия звучит жизненно даже без поправок на современность и не требует никаких «улучшений». Но в нашем случае это все-таки больше комедия, чем сатира.

— В пьесе 25 героев, кого же из них считать главным?

— В нашем спектакле это чиновничья масса, стадное чувство которой поглощает и Хлестакова, и городничего. Один из скромного «елистратишки», с «легкостью мыслей необыкновенной», преображается в того, кем его хотят видеть уездные чиновники, купцы и помещики — в столичного вельможу. Другой — городничий, поддавшись стадному чувству, покупается на «пренеприятное известие», приняв вместе с остальными Хлестакова за прибывшего инкогнито из столицы ревизора.

— В «Ревизоре» нет ни одного положительного персонажа. Единственное «честное, благородное лицо», как считал автор, — это смех…

— Почти за двести лет с момента создания пьесы смех хоть и противостоит силам общественного застоя, бездушия и эгоизма, но победить их никак не может… На мой взгляд, персонажи Гоголя — несчастные люди.

— Можно ли оправдать Хлестакова, который столько всего натворил?

— А зачем его оправдывать? Хлестаков — он как вода, которая принимает форму любого сосуда. Оказавшись в центре случайных ошибок, он выполнил все, чего ждали «отцы города» от столичного ревизора: нагнал страху, собрал взятки и исчез, оставив всем им надежду на светлое будущее.

— По утверждению Ивана Тургенева, Гоголь раскрыл «нам себя самих». Не выполняет ли «Ревизор» эту функцию и в наше время?

— Конечно, российские закономерности, ярко выписанные Гоголем, не потеряли свою актуальность и в ХХI веке. По-прежнему процветают взяточничество и казнокрадство, подхалимство и показушничество, а приезд человека из «центра» заставляет местных чиновников наводить внешний глянец, пускать пыль в глаза и строить потемкинские деревни…

Нижегородские новости