Для слабовидящих

О театре

Пресса

Вера Горшкова: «На юбилей театра хотим в подарок собственный дом»

Светлана Кукина, газета "Патриоты Нижнего" от 26 октября 2016 г.

Сорок лет назад Вера Горшкова создала экспериментальную театральную студию. Репетировавшая в подвале, студия выросла в уникальный детский театр «Вера». Он получил официальный статус в 1991 году, собственное помещение – в 1993-м. Самый удивительный и «живой» театр Нижнего Новгорода встретил год двойного юбилея вновь в подвале (здание театра четвёртый год законсервировано под реконструкцию). С этого начался разговор «Патриотов Нижнего» с художественным руководителем театра Верой Александровной Горшковой.

Дверь с табличкой «Детский театр ВЕРА», ведущая в полуподвал, так и наводит на мысль о заветной дверце, которую открывает золотой ключик. Ваша сказка о золотом ключике – на какой стадии?

– Ключик есть, сказка продолжается, но даже год завершения реконструкции непонятен. Раньше я была уверена, что это будет 2018-й – ведь речь не о строительстве торгового центра, а о реконструкции по готовому проекту театра с готовыми стенами. Нужно закрыть крышу, окна, навесить дверь – и мы сможем войти в здание и всё остальное сделаем своими руками, как уже делали это однажды, в 1993 году, когда театр «Вера» готовился к открытию в здании бывшего ЗАГСа. Ведь я не могу пройти по улице, чтобы кто-то из встретившихся людей не спросил: «Вера Александровна, когда?» Получается, что я отвечаю за тех людей, которые однажды пообещали, что театр будет реконструирован за год-полтора. Прошло три года, наш дом стоит одинокий и горький, он только разрушается, и больше ничего.

Вы были «театр-дом», а стали «театр-бомж». Что изменилось в этой связи?

– Мы теперь театр на колесах: даём выездные спектакли и этим счастливы. Работаем мы неистово, чувствуя свою востребованность. Но спектакли с кочевой жизнью теряют многое. Знаете, как на кухне режут без разделочной доски, с руки? Вот наши спектакли сейчас ставятся так же, «с руки»: декорации делаем в гараже, репетируем, где позволят, спектакли начинают жить на любой крошечной сцене без театрального оформления. А спектакли – большие, с чудесами, с волшебством, и ребёнок-зритель ждёт всех этих чудес, которые вне театрального пространства невозможно показать.

Ваш театр был силён тем, что зритель, войдя в дверь, сразу попадал в другую атмосферу.

– Мы родились как исповедальный театр. Наши спектакли предполагали искренний, честный, исповедальный разговор, и ради этого по большому счёту они и создавались. В нашем театре-«доме» дети вырастали и вели к нам своих детей, и так уже три поколения. «Почему?» – спрашиваю я их. Потому что многие важные ответы дети получали в нашем театре – они сами открыли мне эту истину. Вокруг огромное количество развлекательных возможностей, от компьютерных игр до телевизора с сотнями каналов, но они не предусматривают разговор по душам. И мы постепенно теряем навык общения друг с другом. Теряем само предназначение театра.

В год юбилея хотелось бы вспомнить эксклюзивные моменты истории театра «Вера»: уникальный обучающий курс, народная театральная стройка, рекорды театрального производства (340 спектаклей в год), многочисленные победы. Что добавилось?

– Два года назад мы ездили в Эссен (ФРГ) на встречу по теме актуального театра. Мы показывали спектакль о распадающихся семьях, эта проблема никуда не уходит с годами. Играть нам предложили в пространстве католической церкви. Я вошла в эту церковь – и у меня шок, не могу там играть. Меня держит моё воспитание, отношение к вере, к самой церкви. Подошёл ко мне пастор, обнял и говорит: «Понимаешь, мы занимаемся одним делом. Я каждое утро говорю о сохранении человеческой души. Ты говоришь это своим спектаклем. Мы не противоречим друг другу». Спектакль состоялся, и мы не могли разойтись до глубокой ночи, обсуждали его со зрителями и журналистами. Подходили совсем молодые люди и говорили, что спектакль помог им перестать судить своих родителей, которые тоже развелись.

О чём ваш последний на сегодняшний день спектакль?

– Это «Капитанская дочка» Пушкина. Он – о покаянии, он исследует человека и его поступок: ради чего Пугачёв затеял бунт с гибелью и кровью, которая его сопровождала? Но пока я не нашла пространство, в котором может воплотиться этот спектакль, хотя обошла весь город. Ещё одна идея, которая меня не отпускает, – спектакль о Нижегородском кремле, о его легендах, и я тоже ищу для него способ воплощения.

Какой подарок хотите на юбилей?

– Дом. Даже думаю написать письмо Деду Морозу (на счету театра премированный проект «Почта Деда Мороза – детям-нижегородцам». – Прим. автора) – может быть, он меня вспомнит и совершит чудо? Я знаю, что есть люди, которые говорят: «А зачем им вообще здание? Они и так хорошо работают, везде ездят и везде нужны». Вы же помните, как однажды собрались построить в городе Дворец творчества юных и при большом собрании народа на месте будущего строительства заложили капсулу? Сейчас на этом месте – METRO. И капсула где-то под ним. И все забыли, что там планировалось. Это что – история любви к Нижнему Новгороду?

С какой мыслью вы просыпаетесь?

– Говорю себе: «А я счастлива, и день будет хороший, и все будет хорошо». И я обязательно буду радоваться.

Светлана КУКИНА

"Патриоты Нижнего"