О театре
Пресса
В театре "Вера" поставили спектакль о том, как остаться человеком, даже если ты... кот
Пока все ждут тёплую солнечную весну, театр «Вера» размышляет о холодах своим премьерным спектаклем «Зимы не будет» по пьесе Виктора Ольшанского. Одно время её ставили по всей России, шла она и в нашем ТЮЗе, и вот снова вернулась к зрителям, чтобы рассказать историю о том, как остаться человеком… даже если ты – кот!
Близко каждому
Режиссёр Владимир Червяков жанр своей постановки определил как сентиментальную сказку, и, как и любая сказка, она немножко про каждого из нас. Про тех, кто столкнулся в жизни с несправедливостью, непониманием и даже предательством.
Поэтому и смотрят спектакль с интересом взрослые и дети, и искренне переживают за его героев. Сюжет прост: старушка, неужившаяся в городе с сыном и его женой, вынуждена жить в торговом вагончике, и единственные её друзья – бродячие коты, которых она подкармливает, собирая и сдавая бутылки. Так и жили бы они, хоть и голодно, но дружно, если бы не зима и обрезанный вездесущей администрацией электропровод, без которого в фургончике ни света, ни тепла. И котам приходится спасать свою хозяйку.
Кто сказал мяу?
Художник по костюмам Юлия Ерофеева не стала цеплять актёрам хвосты и надевать ушки – они прекрасно перевоплотились в кошачьи образы и без этого. Гибкие, мяукающие, с призывными просящими взглядами, они так убедительно жаждут рыбы из мисочки хозяйки, что и вправду видишь в них котов!
А митенки – перчатки с обрезанными пальцами – удивительно точно превращают руки актёров в лапки, и ловишь себя на мысли, что твой кот точно так же ставит их перед собой, когда просит что-то вкусное. И когда хозяйка Паша (Галина Быкова) гладит своих «котиков» по голове, иллюзия становится полной. Столько в этих сценах любви, заботы и трогательности, что невольно вспоминаешь всех виденных тобой старушек, которые кормят бездомных котиков, порой отдавая им всё, что есть на кухне. А у тёти Паши и кухни-то никакой нет… Зато есть огромная любовь и всепрощение.
Великолепны все образы котиков, вернее, трёх котов и кошечки. Закалённый в битвах предводитель – старик Одноглазый (Владимир Ганин) – и философ, и мыслитель, и в то же время где-то в глубине души романтик, мечтающий о любви. Все эти чувства своего героя актёр отыгрывает легко и изящно, ни на секунду не забывая, что играет кота. «О, у меня было столько домашних котов, что мне совсем несложно показать любого», – признался Владимир.
Совсем иной – воинственный и резкий, обиженный на несправедливый мир – получился Тощий (Сергей Иордан). Этот кот постоянно на взводе, он готов воевать со всем миром и во что бы то ни стало выцарапать свой кусок рыбы. Но, несмотря на эту ершистость, он вызывает у зрителя искреннее сочувствие, потому что они видят в этом образе кого-то из знакомых, так и не нашедших в этом мире своё место, от этого и озлобленных на весь мир.
До слёз трогает история Рыжего (Андрей Логинов) – изнеженного домашнего кота, у которого было всё – от любимой хозяйки до мягкой подушечки для сна – и который по какой-то непонятной причине оказался на улице. Очень трогательно актёр показывает, как его герой ждёт, когда загорится свет в заветном окне, и он снова вернётся домой.
А Александра Трушкина сыграла Новенькую – юную наивную кошечку, которая прибилась к этой троице и открывает для себя мир, полный несправедливости и потерь.
Взаимоотношения персонажей – что-то среднее между преданной дружбой мушкетёров и запутанными отношениями героев пьесы «На дне», черты которых без труда прослеживаются в кошачьих характерах.
Падают листья
Художник спектакля, он же исполнитель роли Одноглазого Владимир Ганин, создал камерное, но в то же время яркое и эффектное оформление, поместив в центр сцены огромное Дерево, роль которого очень интересно сыграл Вадим Пьянов. Вокруг него, как вокруг символа жизни, и происходят все события.
Легко ли быть деревом, для которого листопад – одно из самых важных занятий в жизни? Особенно когда понимаешь, что этот листопад может означать гибель для твоих друзей? И автор, и режиссёр показывают, что у дерева или автомобиля, с огромным юмором сыгранного Дмитрием Дёгтевым, куда больше сострадания и доброты, чем у некоторых людей.
И если сын Паши Петя (Дмитрий Суханов) ещё сохранил какие-то человеческие черты, то его жена Молчидура (Юлия Горшенкова) окончательно превратилась в универсального потребителя.
Ещё один очень яркий образ, бывшую соседку главной героини Пашу Маленькую, сыграла Ирина Логинова. И этот дуэт двух подруг словно вобрал в себя черты народной женской дружбы, когда то ссорятся, то мирятся, но всегда искренне переживают друг за друга.
Финал спектакля открытый… Зимы не будет, пока не облетят листья. И герои возвращают их на ветки, привязывая каждый листик. Но смогут ли они так же, как листья, привязать к веткам все жизненные неурядицы и сложности отношений – кто знает. Режиссёр в финале собирает всех героев под одним деревом, и это даёт надежду, что чудо случится, разорванные связи соединятся, тепло сердец согреет героев, зимы не будет и придёт новая весна.
И пусть она придёт!
Ольга Севрюгина