Для слабовидящих

О театре

Пресса

В эфире - театр.

Андрей Журавлев, журнал "Столица Нижний" июль 2019

Детский театр «Вера» завершил сезон премьерой постановки по известнейшему роману Ивана Гончарова «Обыкновенная история». Несмотря на то что произведение считается хрестоматийным и скучным для подростков, режиссеру Александру Ряписову удалось превратить его в увлекательный спектакль, в котором соединились классический театр и современное телевидение.

Почему ток-шоу на телевидении так популярны? Зачем люди их смотрят? На какие внутренние вопросы ищут в них ответы? Вы скажете, что смотрят из чистого любопытства, и будете правы, ведь подробности и перипетии чужой биографии всегда интересны обывателю, собственная жизнь которого в ее покое и предсказуемости кажется ему скучной. Но нет ли в этом наблюдении за тем, как складываются или разрушаются отношения в семье посторонних людей, скрытого желания почувствовать себя лучше и выше других, оценить, стать на миг судьей, выносящим вердикт? Какие бы противоречивые страсти ни кипели в твоей личной судьбе, именно «жизнь других» тебе кажется понятной и однозначной, как в классическом романе XIX века, где автор все доступно объяснил. Спектакль «Обыкновенная история» в нижегородском театре «Вера» поставлен как раз в виде такого ток-шоу, и, как это часто бывает у режиссера Александра Ряписова, он не только про персонажей, но и про зрителей тоже.

Удивительным образом театральная постановка вместила в себя два разных способа рассказывания одной и той же истории, соединив литературу и формат, типичный для ТВ. Получилось так, что ток-шоу, участники которого «листают» страницы романа Ивана Гончарова, обнаруживает очень важное свойство этого литературного произведения — его драматургичность. И действительно, диалоги героев составляют самую «соль» романа, в них проявляются характеры, развивается конфликт мнений, толкающий действие вперед, к очевидной, но лишь на первый взгляд развязке.

С другой стороны, заведомая, то есть принятая всеми как данность, художественность сюжета отбрасывает тень театральности на сам жанр ток-шоу, прозрачно намекая, что оно не более чем искусно сконструированный спектакль с ведущим, в котором свои роли есть у всех участников, в том числе у зрителей.

Петр Иванович Адуев в исполнении Дмитрия Суханова — рационалист поневоле, желающий помочь юному Александру интегрироваться в общество. Его задача не унизить племянника своими насмешками, а показать комичность его поступков с точки зрения типичного столичного жителя. Дядюшкино равнодушие к людям, его цинизм, легкий, местами игривый, кажутся напускными, учитывая то, с какой заботой тот относится к младшему Адуеву. Неожиданная для племянника, но не для зрителей перемена в образе Петра Ивановича в финале, точно переданная актером, демонстрирует, насколько естественно для героя испытывать живые, искренние чувства.

Такой же мнимой на поверку оказываются юношеская восторженность и идеализм Александра Адуева (Андрей Хозяев). Воспринимать их со всей серьезностью невозможно: они постоянно снижаются сопутствующими внешними обстоятельствами вроде откровенного матушкиного прагматизма в сцене сборов в дорогу (заслуженная артистка РФ Татьяна Каурова) или любовной истории комической пары Аграфены и Евсея (Наталья Петенева и Сергей Голышев) — пародийных двойников Александра и Софьи (Дарья Федорова). Причем ирония к персонажу заложена и внутри самого сценического образа, именно в том, как филигранно его сыграл артист Андрей Хозяев. Те самые слова о «неодолимом стремлении, жажде благородной деятельности», которые произносит герой, — не более чем нелепая демонстрация желания соответствовать идеалам, почерпнутым в книгах. Она сродни той широкой придурковатой улыбке, с которой Александр на сцене впервые появляется перед дядюшкой.

В спектакле показано движение младшего Адуева от мечтательности к разочарованию, после которого следует превращение героя в рассудительного дельца. Это эмоциональное «перемещение» логично, хотя и происходит незаметно, через пограничные состояния. Так, знакомство Александра с Юлией Тафаевой (Полина Майорова) имело чисто практическую цель (просьба дяди), но отношения с молодой вдовой полны чувственности, причем зрелой страстности, а не юношеской влюбленности. Завтрак у Тафаевой — одна из самых гениальных сцен «секса», которые когда-либо были в театре, тем более в детском.

Подобно тому, как театр в этом спектакле имитирует эфирное телевидение с его рекламными паузами, «играют» свои роли в жизни и другие действующие лица романа, перекочевавшие в постановку, например Софья со своей матушкой Марьей Карповной (Галина Быкова): типовой сценарий судьбы деревенской возлюбленной Александра дядюшка убедительно изложил при первой же возможности. Тетушка (Ирина Сташкова), старая дева, живущая в грезах прошедшей жизни; Наденька Любецкая (Ксения Кошелева), вынужденная встречаться с потенциальным женихом; ее матушка Мария Михайловна (Александра Трушкина), с блуждающей мушкой на лице, комичная в своем желании пристроить дочь замуж; сосед Антон Иванович (Дмитрий Зайцев), изображающий участие приживала; бывший друг и карьерист Поспелов (Александр Георгиев); слуга Петра Ивановича Василий (Андрей Логинов), подражающий своему серьезному хозяину, — каждый из них разыгрывает перед другими свой собственный спектакль, представляя, что он определяет свою судьбу. Лишь старший Адуев притворяется, что он хуже, чем он есть на самом деле. А его жена Елизавета Александровна (Мария Попова) — единственный персонаж в постановке, кто не притворяется, некий камертон, по которому можно определять чистоту истинности других. Есть здесь и забавные герои-оборотни: ведущий ток-шоу (Алексей Ганюшин), превращающийся в доктора, и взятый из другого романа безмолвный Обломов, который в финале становится сценическим воплощением Александра v.3.0.

В спектакле артисты, как участники телевизионного ток-шоу, отделены от персонажей: по воле режиссера ведущий постоянно как бы разрывает действие — сюжетную канву произведения, чтобы напомнить об этом. Собственно, сама инсценировка — это соединение (не всегда линейное) отдельных эпизодов романа в сценарий телевизионной программы. Ее участникам и зрителям приходится переключаться из театральной реальности романа в театральную реальность ток-шоу, а иногда и вовсе выходить из художественной реальности, например, когда идет реклама театра или зрителей просят проголосовать. По сути разные художественные миры не сменяют друг друга, а существуют вместе, так же как на одной сцене соединяются декорации Петербурга XIX века и современная телестудия, песня «Дельтаплан» Эдуарда Артьемьева и музыка Никколо Паганини, старинные костюмы и модные гироскутеры (сценография — Владимир Ширин, костюмы — Полина Гришина, видео — Алексей Степанушкин, хореография — Маша Лутошкина).

В этой эстетике стилистической множественности главная нравственная цель спектакля — задавать вопросы, а не давать ответы. Чем должен жить человек: разумом или чувствами? Что важнее для твоей судьбы: духовное или материальное? Способны ли люди на искреннюю любовь и бескорыстную привязанность или преследуют свои собственные цели? Постановка Александра Ряписова показывает, что жизнь неизбежно вносит свои коррективы, часто неприятные, в детские идеалистические представления — и эта история «обыкновенная» независимо от эпохи, в которую она происходит. Но не менее типично для нашей культуры и заблуждение в собственном праве на последнее слово, на однозначность собственного мнения, особенно, когда это касается жизни другого человека.

Зрителям этого спектакля/ток-шоу в театре «Вера» дается возможность проголосовать, решить, кто прав: приземленный дядюшка или мечтательный племянник. Однако после голосования становится ясно, что действие не завершилось, оно продолжается, и вместе с ним продолжают меняться герои. Урок в том, что большинство тех, кому был симпатичен остроумный Петр Иванович, и тех, кто отдал свой голос обаятельному Александру, наверняка в финале пожалеют о своем выборе. Мы, подобно зрителям ток-шоу, в нашей настоящей жизни охотно судим о людях, совершенно ничего о них не зная. И это в некотором смысле тоже обыкновенная история.

Вера Горшкова, Художественный руководитель театра «Вера»
Когда выбирается пьеса для репертуара театра, всегда очень хочется найти историю, которая будет созвучна молодому зрителю, его стремлениям. Что мы сейчас выбираем: разум или чувства, расчет или любовь, успех или тихую, незаметную жизнь? Наблюдая за залом, я вижу, что Александр Ряписов с актерами нашли ход к зрителю, спектакль захватывает, держит в напряжении, вызывает интерес к герою, стоящему на пороге жизни. Я уверена, что они будут вспоминать и прокручивать в голове историю Сашеньки Адуева, его мечтаний, сомнений, душевных мук, разочарований. И откроют роман Ивана Гончарова, будут читать и перечитывать в разные периоды жизни.