Для слабовидящих

О театре

Пресса

То, что зовется жизнью

Анастасия Разгуляева, журнал "Страстной бульвар, 10" Выпуск №7-217/2019

Спектакль «Понедельник после чуда» в нижегородском театре «Вера» сложился как логический, практически неизбежный результат совпадения нескольких фактов. В театре «Вера» еще в 1993 году была поставлена знаменитая пьеса Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо» с Натальей Петенёвой и Марией Митрофановой в главных ролях. Она с успехом шла почти 10 лет.

И когда в январе 2019 года подоспел юбилей Натальи Петенёвой, мысль о сценическом продолжении истории слепоглухонемой девочки Хелен Келлер и ее учительницы Анни Салливан пришла сама собой. Спектакль естественно и непринужденно попал в современный тренд инклюзивного образования и признания прав инвалидов. Но в спектакле нет этих официальных и холодных терминов, зато есть хороший, глубокий, важный разговор о том, что каждый человек, каким бы он ни был, хочет счастья и любви, о поиске себя и о сложностях совместного существования.

Реальная история жизни и социализации американской слепоглухонемой писательницы Хелен Келлер в свое время произвела переворот как в специальной педагогике, так и в отношении человечества к людям с ограниченными возможностями. Это был, пожалуй, первый серьезный шаг к признанию их такими же людьми, как те, кто от природы наделен полным набором средств восприятия - способными к обучению, глубоко чувствующими, интересными, разными... Только этим людям требуется опыт преодоления ограниченности своих возможностей и своевременная помощь. Драматургический вариант истории обучения Хелен Келлер был написан Уильямом Гибсоном в 1959 году, когда реальная Анни Салливан уже ушла из жизни, а Хелен была признана во всем мире как писательница, лектор и политическая активистка. Пьеса имела большой резонанс, получила премию «Тони» в номинации «Лучшая пьеса», была поставлена на Бродвее и экранизирована.

А в 1982 году Гибсон написал продолжение, «Понедельник после чуда», где повзрослевшие Анни и Хелен, живя вместе и пройдя череду испытаний - любовь к одному мужчине, публичные лекции и известность, разлад отношений - приходят в итоге к пониманию того, что никого ближе друг друга у них нет.

Режиссер Владимир Червяков постарался сделать историю максимально реалистичной, чтобы полностью погрузить зрителей в происходящее, чтобы в бытовых диалогах, спорах, ссорах и примирениях каждый узнал себя и хотя бы немного почувствовал жизнь такой, какой ее воспринимают люди, не видящие солнца и не слышащие шум ветра. Чтобы он понял, что при этом жизнь остается жизнью, любовь - любовью, а солнце равно греет и тех, кто видит его, и тех, кто лишь ощущает солнечные лучи на своей коже. Долю метафоричности добавил художник спектакля Андрей Михайлов, затянувший сцену в белые эластичные сети, где, как в паутине, бьются в поисках взаимопонимания герои.

Самая технически сложная задача выпала на долю Марии Митрофановой, играющей Хелен, которой, помимо глубоко драматической роли и психологического существования, нужно было вести себя как слепой и говорить в специальной манере, искаженным голосом и разделяя слова на отдельные звуки. И она вполне справилась, сумев сквозь технические сложности донести живого, страдающего человека. Ее неуверенные, порывистые движения, расфокусированные, устремленные вдаль глаза, вытянутые руки и срывающийся, натянутый, как струна, голос - все в этом образе пронизано преодолением данной от рождения слабости, поиском и накоплением внутренних сил.

Наталья Петенёва параллельно, в тесном взаимодействии с хрупкой героиней Марии и словно в противовес ее внутреннему движению, «лепит» свою Анни - сложную, противоречивую, волевую, сильную и цельную натуру. Ее Анни необыкновенно целеустремленна, она готова пожертвовать ради своих идей даже личным счастьем. Но ее путь - это путь от силы к слабости, признание своей женской сути, ранимой и ищущей любви, это путь боли. Взаимный поиск баланса, в котором, словно в танце, кружатся женщины, то приближаясь, то отдаляясь друг от друга, составляет внутренний ритм спектакля. А точка приложения всех сил - он, Джон Мэйси, социалист и писатель, хулиган и романтик. Он выполняет функцию триггера и катализатора, запускающего и усиливающего все психологические процессы женщин этой истории. Правда, сам он при этом внутренне опустошается, не умея противостоять целеустремленности Анни и талантам Хелен. Дмитрий Суханов, вечный принц театра «Вера», играет Джона как романтического героя, который внезапно очутился лицом к лицу с реальностью. Раздираемый эмоциями между двух любящих женщин, он теряет со свободой - возможность творить, становится их вечным помощником и эмоциональным придатком. Немудрено, что это приводит к бунту.

Джон уходит, унося с собой шлейф незавершенных отношений, и завершает их в новом браке со слепой женщиной, рожающей ему ребенка, которого так и не смогла родить Анни. А две женщины вновь обретают друг друга, научившись понимать и прощать, и вновь нести бремя совместных дней, и делить на двоих радость и печаль, память и опыт - все то, что зовется жизнью.

Страстной бульвар, 10