Для слабовидящих

О театре

Пресса

Сказки серебряного века

Ольга Плаксунова, газета "Патриоты Нижнего" №11 (268) от 27 марта 2019

В новом спектакле театра «Вера» «Сказки Кота Котофея» (0+) соединились фольклорные традиции, стиль эпохи модерн и одновременно несколько видов театрального искусства.

Мистицизм, присущий литературе Серебряного века, нашел отражение в сказках Алексея Ремизова, по мотивам которых режиссер спектакля Елена Лопухинская сделала инсценировку и сама же сыграла в нем роль Бабушки – главной рассказчицы, вместе с которой мы погружаемся в царство фантазий. Неслучайно именно Кот Котофей стал главным героем произведения – связь с потусторонним миром часто приписывалась нашим пушистым любимцам.

Представление предваряет пролог в фойе – Кот промурлыкает юным зрителям песенки под аккомпанемент гитары, приглашая их в зал, где вот-вот начнется удивительная сказка, рассказанная на ночь. Ведь чтобы попасть в волшебную страну, нужно всего лишь заснуть.

Бабушка каждый вечер придумывает для внучки увлекательные истории с продолжением, в которых девочка превращается в зайку – Лапушку Беленькую (Ксения Кошелева) и отправляется в увлекательное путешествие. А помогают ей на тернистом пути приключений отважный Кот Котофей (Дмитрий Суханов) и Чучело-Чумичело (Алексей Ганюшин), напомнивший домового. Эта троица никому не даст заскучать!

По законам жанра в сказке должны быть и отрицательные герои. Только вовсе не всем известная Баба-яга, которая предстанет в виде огромной головы, а загадочная колдунья Буроба (Наталья Лемешевская) вызывает страх у Лапушки. Каждое эффектное появление на сцене темной силы, когда звучит завораживающий голос с отраженным эхом, заставляет ребят если не вздрогнуть, то хотя бы на время замолчать и внимательно следить за ней. Хотя она вовсе не делает ничего дурного – это зайка вторглась в ее сокровищницу и украла бисерный мешочек с волшебными орешками, а после хотела поймать одну из ее золотых рыбок, но поплатилась за это.

Не будем рассказывать, чем все закончится, ведь главное здесь – игра детского воображения, для которого нет преград. Несомненная удача премьеры – вовлеченность в действие, живой контакт со зрителем, которым славится этот театр. Создателям постановки удалось сделать музыкальный интерактивный спектакль, где артисты порой обращаются к публике за советом, перекидываются подушками и дарят сакральные орехи, чтобы те смогли исполнить их самые заветные желания. Но сорванцы так и норовят побыстрее их съесть.

В этой игре в сказку, на пути взросления главной героини, к сожалению, незаметно потерялась важная, поучительная мораль (не брать чужого, всегда выручать друзей из беды) и неясно выведена причина, по которой девочка отправляется в путь. Движение внутри истории динамично, но не имеет определенной цели, из-за чего сложно удержать внимание зрителей на сюжете. Тогда на помощь приходит работа с залом и компактный хронометраж, где каждое действие длится по полчаса.

Премьерные показы постановки состоялись в конце 2017 года как новогоднее представление, когда театр был вынужден выступать на разных площадках города. Спектакль решили восстановить и, так случилось, уже без одного из его авторов. 14 марта от нас ушел замечательный театральный художник Андрей Михайлов, который успел очень многое сделать для театра «Вера». Он придумал декорации и костюмы сказочных персонажей. Благодаря ему домашний шкаф превращается в избушку старухи или становится вертепным театром – уменьшенной сценой, где разыгрываются ключевые события, а его озорные куклы продолжают радовать людей. Светлая история не напрасно прожитой жизни с неизбежно грустным финалом.

Впереди у спектакля большая жизнь, и прожить ее театру суждено вместе с преданными и новыми зрителями, которых мы приглашаем прийти на ближайший показ – 14 апреля.

Ольга ПЛАКСУНОВА