Для слабовидящих

О театре

Пресса

"Счастливый Ганс" в нижегородском театре "Вера"

Ольга Плаксунова, театральный журнал "i" №5, 2018

Музыкальная сказка-игра «Счастливый Ганс» в постановке Владимира Червякова (по мотивам сказки Братьев Гримм «Ганс и золото») — премьерный спектакль детского театра «Вера». Вопреки меркантильной жизни за стенами зала, актеры в игровой форме рассказывают нестареющую историю о том, как добрый и наивный герой оказывается мудрее, чем хитрый и опытный.

Назидательная, но не морализаторская притча разыграна с юмором и азартом. Жанр спектакля сродни клоунаде-буфф, где все пёстро, громко и сыграно чуть на преувеличении эмоций. Наиболее удачными получились сцены с элементами интерактивной игры с залом.

По архетипу Ганс — литературный аналог нашего путешественника Ивана-дурака. Однако вопросы и темы, которые задает спектакль, отнюдь не простые и не детские. Как быть счастливым и радоваться всему, что имеешь? Точнее, не имея ничего постоянного. Или же напротив: жить зажиточно, по-немецки дотошно и правильно, но вечно пребывать в страхе за своё богатство, как другой герой спектакля — Хозяин? Весь сюжет — это «цепочка товарообменных взаимоотношений между двумя сторонами», как определили бы сейчас в юридическом договоре. В благодарность за оказанную Хозяину помощь (спасение из ямы) Ганс получает золото, которое потом поочерёдно поменяет у него же на животных. И в итоге простак останется ни с чем.

Владимир Джумок (Ганс) и Сергей Иордан (Хозяин) напоминают в предлагаемых персонажах «ребенка» и «взрослого». Порой симпатии зрительного зала делились по этому «возрастному» принципу. Анастасия Дудоладова, переодеваясь, сыграла и спела (благодаря композитору Льву Хайтовичу) сразу несколько ролей — участников сказки из движимого имущества Хозяина: Лошадь, Гусыню, Свинью. Разве что слиток золота, единственный, остался не оживленным.

Художник Андрей Михайлов придумал к этому спектаклю лаконичное и мобильное оформление. Лоскутные элементы в декорациях и яркое, жизнерадостное, порой даже диковатое, сочетание цвета в костюмах. Изменялось пространство на глазах с помощью больших кубиков и нарисованных на них картинках, предлагая зрителю с фантазией дорисовать в воображении недостающее.

В финале путешествие Ганса закольцевалось в невидимый временной круг: как и в обыкновенной жизни, новое поколение повторит ошибки, ранее кем-то прожитые. Отличие этой истории от «квестообразных» традиционных сказок в отсутствии счастливого финала или награды за поступки. Приобретенные верные друзья и полученный бесценный опыт — главный итог произошедших событий!