Для слабовидящих

О театре

Пресса

С Верой по жизни. Уникальная история одного нижегородского режиссера

Татьяна Кузнецова, интернет-портал NN.RU

В 1976 году Вера Горшкова создала Театральную Студию Будущего, которая дала рождение новому камерному театру для детей и молодежи в Нижнем Новгороде. Сегодня она отметит свой 70-летний юбилей.  Пока, к сожалению, не в своем театре. Но со своими актерами и друзьями.

Решением Исполнительного комитета Нижегородского городского Совета народных депутатов № 999 от 9 декабря 1991 года было создано муниципальное предприятие театр юного зрителя «Детский театр «Вера».

Театр стал «официальным», но не потерял тех основ, на которых строилась студия. 

— Нельзя приспосабливаться, угождать или угнетать других, расталкивая по разные стороны «невидимых врагов», — считает Вера Горшкова. — Слава богу, я могу с уверенностью говорить и вчера, и сегодня: со дня своего рождения наш театр живет по студийным убеждениям. Единомыслие — это не одинаковые мысли, а, скорее, мысли об одном.

За время существования в театре поставлено более шестидесяти спектаклей по пьесам Аристофана, Шекспира, Чехова, Пушкина, Метерлинка, современным сказкам Драгунской, Хакса, Бартенева, Ольшанского.

А на новогодние представления в «Веру» билеты распродаются задолго до праздников.

Начиналось же все с мечты юной Верочки о сцене. И мечтала она стать не режиссером, а актрисой. 

Она вообще росла странной девочкой. В куклы играла лет до 13. Но не просто в дочки-матери, а сочиняя собственные истории. Классе в шестом она поставила в школе пьесу «Снежок» про черного мальчика и белую девочку. Распределила роли и никто не сопротивлялся. Ее беспрекословно слушались даже ребята из более старших классов. 

После школы Вера отправилась в Ярославль, решила поступать на актерское отделение театрального училища. Она успешно дошла до третьего тура. Но тут мастер, набиравший актерский курс, предложил ей... сыграть партию в шахматы. Она выиграла.

Тогда педагог и заговорил с юной девушкой о режиссуре. Что-то он рассмотрел в ней, что направил ее на совсем новый творческий пут

— Я закончила режиссуру (заочно), актрисой хотела быть всегда и режиссёром в своем театре, и всю жизнь хотела такой Театр, какой есть сейчас, — писала Вера Горшкова в письме. — Только свой, маленький, но свой, где всем правят дети! И все на свете понимают и любят друг друга и наш театр. Театр — Дом! — Школа! — Любовь! 

Все началось в комнате №40 Дворца имени Ленина — огромного здания величественной архитектуры 20-х годов. Под его, по-настоящему дворцовыми сводами, размещались кинотеатр, огромный концертный зал в котором была лучшая во всем городе акустика, библиотека с богатейшими книжными фондами, различные мастерские, секции и детские кружки.  

Одним из них и была та самая Театральная студия Будущего. Каким должно быть это будущее тогда мало кто представлял. Ну, кроме одного человека, для которого из этой 40-й комнаты начался его путь к мечте всей жизни. 

Первым спектаклем Театральной студии Будущего стала «Синяя птица» Мориса Метерлинка — своеобразный гимн тем, кто готов идти за своей мечтой, хоть на край света. Потом была удивительно красивая «Золушка» Шварца », озорные «Димкины паруса» Александра Усова и Дмитрия Медведева, лихие «Красные дьяволята» Павла Бляхина…

Не сразу, но студии выделили подвальное помещение в правом крыле Дворца Ленина. И вот этот подвал, в котором были только грязные стены, Вера Горшкова вместе со студийцами превратили в настоящий театр — со сценой, зрительным залом, служебными комнатами и даже буфетом. 

В мае 1981 года студия целую неделю играла спектакли. Это было испытание. И в итоге ему было присвоено звание «Народный театр юного зрителя». Это была еще одна ступенька к профессиональному  театру.

— Мы испытывали опьянение молодостью, и еще у нас было чувство единения, — вспоминали потом студийцы. — Мы были все вместе».

Первым спектаклем Народного ТЮЗа стали «Три мушкетера» по бесконечно популярной тогда инсценировке Марка Розовского, которая легла в основу знаменитого советского фильма «Д’Артаньян и три мушкетёра». Однако по следам фильма, разумеется, не пошли. Это был совершенно самостоятельный спектакль с собственной музыкой и собственным решением. 

Дальше была большая и сложная работа, сложные отношения с повзрослевшими уже студийцами. Да, все признают, что характер у Веры Александровны непрост. Но с другим она не смогла бы так упорно идти к цели. А результаты работы начали появляться.

— К спектаклям театра «Веры» уже нельзя подходить с меркой: «Хорошие, симпатичные ребята. Мило играют», — писала московский театральный критик Елена Кузнецова. — Они актеры, актеры настоящие. Они любят зрителя так, что делают его своим партнёром, вовлекая в игру, предлагая спектакль не в качестве результата, а в форме процесса. Зрители в этом театре получают возможность познакомиться с необычной театральной эстетикой, где актер, сценическое пространство, бутафория, сам зритель — все одинаково равноценно. Без сомнения в Горьком состоялся ещё один театральный коллектив.

И зритель шел на спектакли с удовольствием. И вскоре Вера решилась на серьезный шаг — уйти из под крыла Дворца Ленина и пуститься в самостоятельное плавание. Так появился театр-студия.

— Это был театральный эксперимент, и он дал нам жизнь, — писала в своем дневнике Вера Горшкова. — Это был театр людей, которые не могли жить иначе, они могли жить только Театром. И никто тогда не думал о зарплате, которая могла бы быть.

Вместе с новым статусом театр обрел и имя. Вообще-то поначалу особо оригинальных идей насчёт названия у студийцев не было. Но тут в город с гастролями приехал Областной московский театр. Гастроли проходили как раз в Дворце культуры имени Ленина. И завлит театра — очень красивый статный человек по фамилии Михеев, познакомившись со студийцами, и предложил им назвать свой театр «Вера». Поскольку именно верой они все и жили — верой в дело, которым занимались, верой в друзей своих, верой в театр, верой в мечту.

А Вера Горшкова задумалась о том, что ее актерам нужно получить профессиональное образование. В училище поступать было уже поздно — все уже вышли из возраста школяров. Сколько порогов она оббила, неизвестно, но в Государственном институте искусства и культуры в Самаре появился целый актерский курс из студийцев Горшковой.  

Руководителем и профессором курса стал заслуженный артист России, блистательный режиссёр Ефим Давыдович Табачников, а Горшкова — доцентом. Специальные предметы преподавали специалисты из Самары и, Москвы, а все образовательные дисциплины — в местном педагогическом университете.

— И самое главное — я нашла удивительного человека, который все это оплатил, все пять лет об — учения, — рассказывает Вера Горшкова. —  Это был начальник Горьковской железной дороги Омари Хасанович Шарадзе. Это был такой долгосрочный договор: театр и железная дорога — роднее просто не сыскать!

Такого в России тогда ещё не делал ни один человек. Все пять лет актёры «Веры» учились, не отрываясь от родной сцены.

Потом уже был ее собственный курс в театральном училище, выпускники которого пополнили труппу театра. И все же признание давалось тяжело. 

— Строить театр было нелегко, — вспоминала позже в одном из интервью сама Горшкова. — Город меня никогда по головке не гладил.   

Действительно, городские власти долгое время с мрачным упорством не желали замечать ее откровенных удач. 

Новость о том, что им нужно освободить подвал, в котором все было создано их собственными руками, грянула, как снег на голову. Они пытались бороться за свой дом.  

Журналисты — местные и даже московские, писали статьи, снимали сюжеты в их защиту. Зрители собирали подписи, среди которых даже значились фамилии тогдашних городских и областных начальников. Все бесполезно. Свежеиспеченные бизнесмены потихоньку прибирали недвижимость и власть. 

И театр «Вера» стал одной из первых жертв зарождавшегося капитализма. Благо на улице их все-таки не оставили. Районные власти выделили бездомному театру в глухом спальном районе заброшенное здание Дворца бракосочетания — с текущей крышей, разбитыми стеклами, вздувшимися полами, подвальными трубами, порезанными автогеном.

Они вновь практически сами построили свой театр. Как положено — с залом, костюмерными, гримерными, монтировочным цехом, поделочными мастерскими, комнатой художников и т. д.  

Специально из леспромхоза, привезли саженцы 176 деревьев, которые высадили вокруг. 

— Я не справилась бы сама, если бы не помощь моего мужа, который вопреки всем правилам (у нас фамилии-то одинаковые) был «сверху» назначен директором театра и нес на себе эту непосильную ношу, говорит Вера Александровна. — Он, тончайший актер, ходил по чиновникам и выбивал нам жизненные блага. Поклон ему низкий от всех нас! И за наш театр на семи ветрах на Мещере.

Прошли годы. Областные власти решили, что здание пора реконструировать. И тут началась свистопляска с передачей театра в городское подчинение, заморозили реконструкцию... Не один год  спектакли «Веры» идут на самых разных площадках. Но, похоже, этой истории скитаний подходит конец.

Совсем недавно, например, в рамках Российского театрального фестиваля  им. А.М. Горького режиссер Александр Ряписов поставил спектакль «Последние» в интерьерах музея-квартиры Горького на улице Семашко. 

Так что праздновать юбилей Вера Александровна Горшкова будет на площадке Дома актеров. Сегодня вечером там оберутся те, для кого она стала и режиссером, и учителем, и мамой, и Верой.

— Я без детей не живу, — признается Вера Александровна. — Какой же детский театр без любви к юному зрителю? Эта любовь выражается во всём: в театре «Вера» детям позволяется больше, чем в любом другом.

Текст: Tатьяна Кузнецова