Для слабовидящих

О театре

Пресса

Ревизора вызывали?

Елена Минская, журнал "Отдых НН" № 9(13), 2013

Премьерой гоголевского "Ревизора" театр "Вера" открыл новый социально-культурный проект "Классный театр", идея которого просвещение и приобщение подростков к лучшим образцам русской классической литературы. Знаменитая комедия Н.В. Гоголя почти два столетия не сходит с подмостков театров, она обязательна для изучения в школе, реплики ее героев давно стали крылатыми фразами. Есть ли возможность открыть что-то новое в хорошо известном? "Есть, считают участники спектакля.

Несмотря на то, что и Пушкин, и Жуковский были в полнейшем восторге от авторской читки "Ревизора", сценическая судьба этой пьесы сложилась далеко не сразу. Только после того, как Жуковский убедил императора, что в этой комедии положений нет ничего неблагонадежного, и что это только веселая насмешка над плохими провинциальными чиновниками, пьеса была допущена к постановке. Общественный фарс так прочли комедию Гоголя его современники и увидели за маленьким далеким уездным городом всю Россию. Скорее всего, именно эта тема и поддержана художником-постановщиком Андреем Михайловым, создавшим некий провинциальный городок со своими ставнями, заборами и калитками. И даже со своим "а ля" Кремлем со звездой. Такое вот пространство любого русского города или всех городков сразу очень удачный художественный ход. А то, что городишко маленький, удачно подчеркивается еще и мизансценическим решением, которое вводит в пространство, помимо чиновников, еще и многочисленную группу их жен и дочерей. И эта толкотня создает иллюзию, что городок чуть ли не микроскопический. Хотя страсти кипят отнюдь не маленькие. Еще бы! В тихий-претихий городок, где все "давно поделено", у каждого "свои борзые щенки" и рыльце, как говорится, в пушку, едет ревизор с инспекцией из самой столицы! И, то ли оттого, что у страха глаза велики, то ли потому, что он, этот страх, мешает видеть правду, напуганные чиновники принимают за столичного проверяющего абсолютную "пустышку" безалаберного повесу, "чиновничишку" мота, у которого из достоинств только "легкость необыкновенная в мыслях". Кстати, именно легкости актеру, играющему Хлестакова, временами не достает. Чуть-чуть не дотягивает образ все-таки до того "рекламщика-­словоблуда", каким он вышел из-под пера Гоголя. Но на сцене "чуть-чуть" не бывает, и потеря актером легкости почти всегда сказывается на потере ритма спектакля. Впрочем, его подтягивали зажигательные танцевальные номера массовки, вполне заслуженно награждаемые аплодисментами аудитории. А уж песня про "наше море", и поставленная, и исполненная блестяще, чуть ли не главная коллективная актерская удача этого спектакля. Но не единственная.

Порадовал и Алексей Тулупов своим Добчинским, этим городским сплетником. В паре с Бобчинским ­ это просто какое-то нью-смейкерское агентство, а не третьеплановые персонажи. А также остро и искрометно решает своего почтмейстера Дмитрий Суханов. Созданный им образ выпивохи и гуляки с претензией на "тонкую душевную организацию" вызывает постоянную улыбку, а подчас и смех яркая и точная работа профессионала и очевидная творческая удача. Вообще удач в спектакле случилось достаточно. А вот случился ли спектакль - это решит время, которого (как и всегда) не хватило на две-три предпремьерные репетиции. Ну, и, конечно, зритель, без которого спектакль вообще жить не может.