Для слабовидящих

О театре

Пресса

«Последние» здесь и сейчас

Анастасия Жукова, газета "Патриоты Нижнего" №41 (197) от 18.10.2017

Это не такой спектакль, каким мы привыкли видеть его в классическом театре. Это не стоящие на подмостках артисты, до которых, если и захочешь, не дотянешься, и не несколько сотен зрителей в зале. Это камерная история большого масштаба, которая происходит на глазах у публики, на расстоянии вытянутой руки, в доме, где еще век назад бурлила жизнь таких же людей, как мы. В особняке Варвары Бурмистровой, где сейчас действует Литературный музей – филиал Государственного ордена Почета музея А. М. Горького, состоялась премьера спектакля «Последние» театра «Вера». В качестве режиссера выступил Александр Ряписов, художника – Андрей Михайлов, художника по костюмам – Полина Гришина.

Полное погружение

Зрители становятся частью действа, еще стоя на ступеньках, ведущих на второй этаж особняка. Они не сразу понимают, что что-то начало происходить. Горничная (Наталья Червякова), попросив госпожу Соколову (Наталья Лемешевская) зайти позже, напрямую обращается к ним, приветствуя и приглашая на небольшую экскурсию по музею. Прогуливаясь по роскошным залам, публика прислушивается к звукам, которые «издает» особняк, впервые видит некоторых героев спектакля и все больше и больше погружается в атмосферу прошлого. Затем все рассаживаются в дубовом зале, который когда-то служил хозяевам столовой и домашним театром.

Создается ощущение, что ты смотришь на происходящее в доме, просто находясь за невидимой прозрачной стеной. Как будто чувства и действия в этих людях рождаются сейчас, сию секунду, как будто это и не актеры вовсе, а действительно семья, живущая здесь.

Когда заходишь в чужой дом, по запаху можно определить, как в нем живут, какая в нем царит атмосфера. В этом спектакле все по-настоящему: мы полной грудью вдыхаем аромат аппетитных домашних щей, когда их приносят на стол, и морщим нос от тревожного запаха валерьянки, когда он шлейфом тянется из столовой в комнату. Благодаря таким деталям, собственным ощущениям зрители формируют свое представление о том, что происходит и может произойти перед ними.

Возвращение в настоящее

Горничные (помимо Натальи Червяковой, Юлия Залетина) молча накрывают на стол, и мы постепенно знакомимся с героями постановки: владельцем дома Яковом (Андрей Логинов), супругой его брата Софьей (заслуженная артистка РФ Татьяна Каурова), ее детьми Александром (Олег Юлов), Надеждой (Татьяна Кириллова), Любовью (Анной Корольковой), Петром (Денис Зиненко), Верой (Александра Трушкина), нянькой Федосьей (Елена Лопухинская) и мужем Надежды Лещом (Дмитрий Суханов). Позже, каждый в свое время, перед нами появятся сам глава семейства Иван Коломийцев (Вадим Пьянов), молодой повеса Якорев (Владимир Джумок) и мать сидящего в тюрьме подозреваемого в покушении на Коломийцева госпожа Соколова.

Вот-вот, и ты проваливаешься во времени и, возможно, даже воспринимаешь эту историю довольно отстраненно: несмотря на психологизм пьесы, сюжет разворачивается в совершенно определенных обстоятельствах. Это начало XX века, тревожное предчувствие изменений, которые коснутся всего государства, революции. В нашу сегодняшнюю ситуацию зрителей возвращают горничные, которые оказываются как бы между этими двумя мирами. Они обсуждают повышение проезда в общественном транспорте до 28 рублей, массовую эвакуацию в школах и прочие насущные вопросы, касающиеся нижегородцев. Каждый раз, когда герои замирают, они как ни в чем не бывало начинают буднично разговаривать, не обращая внимания ни на что вокруг. Это действует так, как будто на зрителя вылили ведро холодной воды: такие вставки отрезвляют и возвращают мысли к современному положению вещей. Это утверждает во мнении, что Горький – актуальный писатель, классик. Его произведения – не только лишь о революции, но и о человеческих отношениях, о любви, о философии жизни.

Жизнь не в четырех стенах

Спектакль длится два часа пятнадцать минут с одним антрактом, выходить во время действий не рекомендуется, впрочем, это негласное правило распространяется и на просмотр постановок в других театрах, однако случай с «Последними» в Литературном музее особенный. Обе двери, находящиеся напротив друг друга и ведущие в столовую, активно используются актерами. Они постоянно перемещаются из одной комнаты в другую. Это жизнь, которая не может быть ограничена четырьмя стенами.

Используется режиссером и киношный ход: когда образ-воспоминание вдруг, неожиданно, всплывает в сознании героя и мы вместе с ним видим его визуальное воплощение. Так, маленькая девочка в белом платьице и черной маске проходит несколько раз из одной двери в другую, когда Софья вспоминает о своем греховном поступке, результатом которого стало рождение ее дочери Любови. Кстати говоря, в тексте Горького Любовь – горбатая девушка, Александр Ряписов же сделал ее одноглазой, поэтому она ходит в темных очках.

Драматургия Горького сложна и многослойна. В результате несколько героев его пьесы «Последние» меняются и «растут», становясь другими. Нельзя не отметить профессиональный актерский ансамбль театра: невозможно не поверить Татьяне Кауровой, создавшей образ страдающей матери, Александре Трушкиной, искренне радующейся и плачущей навзрыд, Дмитрию Суханову, герой которого поражает своей расчетливостью и равнодушием, Вадиму Пьянову, играющего строгого и неоднозначного в своих поступках отца.

Как «Патриотам Нижнего» рассказал режиссер спектакля, постановка была задумана для воплощения только в стенах Литературного музея. Возможно, совсем скоро театр «Вера» переедет в собственный дом, однако Александр Ряписов считает, что «Последних» необходимо оставить на этой площадке, иначе «это будет противоречить замыслу».

В следующий раз спектакль можно будет увидеть 20 октября. Показ пройдет под эгидой VIII Российского театрального фестиваля имени М. Горького.

Анастасия ЖУКОВА