Для слабовидящих

О театре

Пресса

По любви

Следующее нижегородское знакомство - с детским театром «Вера» - стало настоящим открытием. У него вполне знакомая история, когда в 1990-е годы студийные поиски в области театра для детей и молодежи получают профессиональный статус и муниципальную поддержку. Авторский театр Веры Горшковой обрел репертуар, свой дом. И сейчас художественный руководитель открывает возможности для молодых постановщиков. «Приключения Тома Сойера» Андрея Богданова – свежая и честная работа, попадающая и в современного зрителя, и вбирающая лучшие жанровые наработки.

Создатели спектакля поскромничали и назвали свою театральную версию бессмертной классики Марка Твена «почти детективной историей о любви с песнями и танцами». Но это не привычный музыкальный спектакль, а настоящая musical comedy в камерном формате, которую легко можно встретить в маленьких театриках Бродвея. Оригинальная инсценировка Анастасии Колесниковой с множеством сюжетных линий, куда вошел и забор, и «пиратский побег», и любовный треугольник, обладает чуть ли не классицистскими драматургическими достоинствами, избегает коллажности. А цементом всему становится, конечно, криминальная драма с убийством доктора и судом над бродягой Мэфом. В логике мюзикла драматическая легкость разбавляется номерами поэта Игоря Жукова и композитора Марка Булошникова с аккуратной и выразительной пластикой Елены Богдановой. Композитор пошел по пути стилизации, найдя место для удалых танцевальных мотивов Запада, ироничных и лиричных романсов (именно в мюзикловой стилистике). Актерский состав освоил, кажется, все музыкальные формы от соло до хора и драматического речитатива с такой естественностью, будто этот спектакль один из многих в репертуаре. А оказывается, для всех это был волнительный эксперимент. Вместе с художником Оганесом Айрапетяном режиссер создает маленький, домашний мирок. Иллюстративные американские реалии позапрошлого века с непременным кактусом, соломенными шляпками, blackface и дамскими чепцами исполнены подробно, но ненавязчиво. Географические и исторические приметы игровые, создающие знакомый и ироничный мир детства, где опасное настоящее кажется игрушечным, а игрушки становятся реальностью. Внимание к деталям, использование всех заявленных элементов в разных ракурсах без сложной смены обстановки демонстрируют зрелую изобретательность и вкус к театральному чуду. 

Одна из главных удач спектакля – актерские работы молодого состава, который уверенно поддержали мастера. Детей играют довольно зрелые исполнители, почувствовавшие жанр. Они не пародируют детскость, порывистость и подростковую угловатость, которая тоже может быть художественной. Наоборот, деликатность и наивность с чуточкой забавной восторженности – и вот стайка ребятни становится театрально правдивой. Взрослые как раз более карикатурны, широки в красках – такими их видят дети, по-своему нелогичных и странных. И вот на этом гармонично найденном способе актерского существования вырастает ансамбль, где фактически нет главных героев, потому что важен каждый. Даже убитый доктор, призраком мелькающий из сцены в сцену. Это своеобразный рай, где дети не взрослеют (хотя и учатся совершать взрослые поступки), а взрослые – не стареют. Здесь у каждого свое место и своя извечная социальная роль. Сам же Том Сойер в трактовке Александра Георгиева довольно неожиданный. Он не сорванец, а добрый романтик. Шалости его практически не интересуют. Он увлечен любовными переживаниями то к задиристой Эми (Дарья Федорова), то к воздушной и кокетливой Бекки (Полина Майорова). Комедийный контраст девочек выдержан в традиции, и выбор для Тома действительно труден. Для Валерия Петенева роль Гека кажется безоговорочным попаданием. Подвижный, с острыми чертами лица, он успевает сыграть судьбу строптивого беспризорника, бросающего вызов несправедливостям взрослого мира. Он не маргинал, хоть и внешне выглядит хулиганом, вполне элегантен, умен. В нем слышны мотивы другого мальчишки, презревшего социальные нормы – Питера Пэна. И эти отголоски добавляют объема к актерским приспособлениям. Мастерский дуэт добряка и злодея, Мэфа (Сергей Иордан) и индейца Джо (Дмитрий Суханов) не просто сюжетный костяк спектакля, а еще своеобразный камертон, поскольку эти персонажи соединяют пространство детской бесшабашности и фантазии со взрослой чопорностью и предсказуемостью. Дмитрий Суханов в музыкальных номерах выходит на уровень обобщения потустороннего злодея с такой завораживающей энергетикой, что к индейцу Джо проникаешься каким-то необъяснимым трепетом. Его исчезновение в спектакле решено с театральным эффектом. И только Тому Сойеру удается развеять гипнотический морок.

О спектакле еще можно много сказать важного. Главное, что этот немаленький спектакль по книге, которая морально устарела, в опасном для новичков жанре, случился на очень достойном уровне. Именно сегодня, в той разнообразной среде российского театра для детей, которая уже освоила оголтелый эксперимент и не отказалась от омертвевших штампов. Здесь нет крайностей, а наряду с художественной состоятельностью есть смысловое попадание в публику этой историей и этими отношениями, вытащенными из прошлого для современной юной публики.

Сергей Козлов, ТГ канал о театре