Для слабовидящих

О театре

Пресса

Пир на весь мир

Тамара Яровикова, интернет-журнал "Антракт-Н", 11 августа 2013

Что общего между «Барышней-крестьянкой», «Графом Нулиным» и «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях»? Разумеется, автор. А что ещё? На этот вопрос можно найти не один вариант ответа, посмотрев спектакль-феерию «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» детского театра «Вера».

- Не было цели открыть детям сюжет - они его знают, - сказала режиссер-постановщик театра «Вера» Ирина ЛАПТИЕВА. - Надо было найти нечто «поверх сюжета».

Да уж, пушкинскую «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» мы все знаем с детства, и она вообще сопровождает нас по жизни, потому что мало найдется людей, кто бы не читал её вслух своим маленьким детям. Благодатное чтение…

Браться за постановку такого материала - большая смелость и огромная сложность. Ирина Лаптиева пошла на это, её поиски «поверх сюжета» получили оригинальное сценическое воплощение и главное - прочитались. Конечно, по-разному детьми и взрослыми, но были поняты и восприняты. «Это ли не цель желанная?»

Например, появляются две птицы (их нет у Пушкина) - белая Алконост и темная Сирин, существа из Пантеона древней славянской мифологии. Не то что дети, но и большинство нас, взрослых зрителей, не заглянув в программку, вряд ли соотнесут этих птиц с конкретными мифическими персонажами, но это и неважно. Ведь всем понятно, что это белое и черное - Добро и Зло. Эффект достигнут.

Ирина Лаптиева: «Один план спектакля - это сюжет, второй - наши истоки. Хотелось, чтобы зритель ощутил славянские корни, мощь, красоту, глубину и нежность славянской души».

О спектакле действительно можно сказать словами самого Пушкина: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…» Это случается в первую очередь из-за счастливого содружества режиссера и художника. Прекрасный сценограф Наталья БЕЛОВА сумела создать ажурный, светлый, радужный и многогранный мир. Не нарочитая, не развесисто-клюквенная псевдорусскость присутствует в атмосфере визуального пространства, а графически и цветово выверенный художником и с любовью и знанием дела воплощенный на сцене образ славянского мироощущения и миросозерцания.

Мы не можем не заметить и не восхититься замечательным задником, где «живут» настоящие, а не гламурные русалки, крылатые львы с человеческими лицами, удивительные птицы с человеческими головами… Профессиональный, серьёзный подход к оформлению присутствует во всём, а костюмы не только не случайны - они эксклюзивны и великолепны. Такое ощущение, что художник перечитал и пересмотрел гору специальной литературы, потому что костюмы основных героев не приблизительно, а максимально исторически передают стиль, эпоху древней Руси. И тут надо отдать должное политике театра «Вера», который не стал экономить на костюмах и позволил воплотиться талантливому замыслу. Для молодой Царевны было сшито отдельное свадебное платье (по всем канонам), хотя она появляется в нем совсем ненадолго в конце сказки. Но как это важно в контексте спектакля! И какое это платье!

Нигде не погрешил художник против вкуса, во всем соблюдено чувство меры. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - красивая, талантливая работа талантливого сценографа Натальи Беловой.

В спектакле немало и талантливых режиссерских находок, которые радостно удивляют нас своей необычностью, «штучностью».

Ирина Лаптиева: «В этой пушкинской сказке весёлого мало, сюжет в общем-то грустный, хотя и с традиционно счастливым финалом. И я искала в тексте любую зацепку, чтобы в спектакле прозвучал тот искрометный, легкий, гениальный пушкинский юмор, который есть в «Барышне-крестьянке», в «Графе Нулине»…»

От текста - к придумкам, к форме. И появляются в сказке гармонично сочетающиеся и точно «работающие на идею» элементы цирка (эпизод игры в клубки Царевны с Соколко) и даже оперетты (богатыри поют и танцуют, развлекая Царевну). Для детского зрителя - это просто подарок. А богатыри такие, каких мы не видели нигде. Непафосные, озорные, воинственные и нежные одновременно, каждый со своим характером и… с чувством юмора. Режиссер, «зацепившись» за фразу:

«…К ней в светлицу

Раз, лишь только рассвело,

Всех их семеро вошло», -

разыграла целую весёлую, наполненную юмором и любовью сцену сватовства. Ведь братья «милую девицу полюбили». Но… существует королевич Елисей, и настоящее мужское братство богатырей возвращается на круги своя - оберегать и лелеять свою сестру для суженого.

А значит, и на свадьбе сестры кому же ещё веселиться и дурачиться как не семи богатырям! Именно они переодеваются в женские сарафаны и самозабвенно пляшут - потешая весь честной народ и публику. Дети в зрительном зале хохочут и веселятся от души, воспринимая переодевание именно как потеху и желание насмешить (не возникает ни малейших «ориентационных» параллелей). Чисто сделано! Действительно, пир на весь мир, свадьба! И действительно спектакль-феерия, как и заявлено в программке.

Ирина Лаптиева: «Мы не играли в «сказочку». При работе с актёрами за основу брали серьёзные человеческие отношения, страсть».

Одна из самых удачных работ в спектакле - роль Царицы-мачехи в исполнении актрисы Татьяны КИРИЛЛОВОЙ. И дело не в том, что она играет отрицательный персонаж, который, по преданию, играть проще, чем положительный. А как раз в том, что актриса играет с полным накалом страстей, давая образ в развитии, в разнообразии проявления этих самых человеческих страстей, при этом не пережимая, не перетягивая одеяло на себя. Татьяна Кириллова мастерски использует весь арсенал актёрских средств - от точной, изящной пластики до голосовых модуляций. Красавица в роскошном наряде, она порой выглядит настолько зловеще и страшно, что зал замирает в предчувствии Зла.

Ирина Лаптиева: «Зло обычно мощнее, оно действует нахрапом. А добро всегда кажется слабее, но оно всё равно побеждает».

По окончании спектакля зрительный зал громкими и долгими аплодисментами приветствовалэту бесспорную победу. А я, вспомнив строки одного из любимых моих поэтов Геннадия Шпаликова:

«По несчастью или к счастью,

Истина проста:

Никогда не возвращайся

В прежние места»,

подумала, что это был тот случай, когда я с удовольствием вернулось в детство - своё собственное и своих теперь уже взрослых детей.

http://antrakt-n.ru/index.php/2011-08-04-23-47-02/retsenzii/item/171-пир-на-весь-мир