Для слабовидящих

О театре

Пресса

Необыкновенный спектакль

Ольга Плаксунова, газета "Патриоты Нижнего" № 21 (278) от 12 июня 2019

Красивый финал завершающего театрального сезона – июньская премьера «Обыкновенной истории» в театре «Вера». Такого нижегородцы еще не видели. Спектакль по хрестоматийному произведению Ивана Гончарова поставлен в формате телевизионного ток-шоу. О том, как можно сделать нескучным и современным классическое произведение, пойдет речь в нашей статье.

В начале лета культурная жизнь в городе продолжает радовать нас все новыми событиями, концертами и вернисажами. Театры города еженедельно выпускают яркие постановки, словно на театральном параде премьер. Одна из них – постановка режиссера Александра Ряписова, представившего свое видение романа-взросления.

Литературный, повествовательный жанр романа Гончарова изначально не был предназначен на игры на сцене, хотя с успехом шел на российских подмостках, по версии советской пьесы Виктора Розова. Но чтобы история, написанная в середине XIX века, была понятна и близка современному юному зрителю, потребовалось сделать новую инсценировку. Сохраняя дух произведения, сюжет и события, в спектакле появилась динамичность и оригинальность. Прием «театр в театре» превратил все происходящее в развлекательное шоу. Как продемонстрировали первые показы, эксперимент был оправдан и нашел живой отклик у зрителей.

Эта постановка продолжила начатый «Верой» несколько лет назад специальный проект «Классный театр», в названии которого заложен двойной смысл. Часто школьников приводят на спектакли классами, что для них сродни навязанному и неинтересному времяпрепровождению. Но в нашем случае это возможность коллективного просмотра с последующим обсуждением увиденного таких историй, в которых подростки смогут узнать себя.

Повторяемая и банальная история провинциала, приехавшего «покорять столицу» (тогда Санкт-Петербург) не скажет нам, сегодняшним, ничего принципиально нового. Это не байопик о жизни успешного человека, а, скорее, притча о том, как разбиваются идеалы и мечты молодости.

«Наивно это и смешно, но так легко…» – поется в известной песне композитора Эдуарда Артемьева о дельтаплане, звучащей в спектакле рефреном. Чтобы отмотать время назад и понять, как он дошел до состояния бесчувственности, со встречи на концерте главного героя – Александра Адуева и его тетушки начинается повествование. Много лет прошло со дня его приезда. Он стал иным человеком, лишенным эмоций. Но когда-то увлекался писательством, был романтиком и восторженной личностью.

И вот вечно беспричинно веселый телеведущий знакомит зрителей с его родными и близкими, выходящими в «студию». Они рассаживаются по диванам и креслам и вместе с нами становятся зрителями и соучастниками процесса нравственной деградации... или карьерного роста, смотря как сегодня его оценивать. Над персонажами, на большом экране телевизора, иллюстрируя сказанное и укрупняя изображение актеров в онлайн-трансляции, проносятся дорогие его сердцу люди. Маменька, возлюбленные, воспоминания – то сентиментально с грустинкой, то комично, добавляя красок происходящему на сцене. Видеозарисовки позволяют напомнить о ключевых событиях в жизни героя, отсчитывают ход времен, переносят нас из прошлого в настоящее.

Отчасти напомнив миф о Пигмалионе, сотворившем Галатею, но с той разницей, что полученное «произведение» не восхитило, а ужаснуло автора, на наших глазах прагматичный дядя Петр Адуев, в убедительном и мастерском исполнении актера Дмитрия Суханова, создает подобие по облику своему. Не сын, которого у него никогда не было, но племянник, хоть и не знакомый ему с детства, но родной, сваливается на его шею. Из благих побуждений, а порой используя его в своих расчетах, он делает из него если не чудовище, то собственную плохую копию. Предваряя финал, ведущий проведет среди зрителей интерактивное голосование: на чьей вы стороне – Александра или Петра? Разумом следует жить или чувствами, по-вашему? Сложно сказать, изменится ли что-то в постановке, если победят идеалисты, но в нашем случае результат был созвучен сегодняшнему практичному веку.

Приговор всем нам или отражение в зеркале времени – образ главного героя – доброго провинциала Сашеньки, с которым многие зрители соотносят себя, воплотил молодой актер театра Андрей Хозяев. Интересно наблюдать за ним, вспоминая себя в том же возрасте, проходя вместе с его персонажем путь становления. Лишь в последней сцене его сменит другой исполнитель – Алексей Степанушкин, до того представлявший в спектакле прообраз Обломова – из раннего произведения альтер эго Адуева.

Резкая смена и перевоплощение романтика в символ безволия и лени можно оправдать текстом романа Гончарова, но сделан этот переход довольно резко и в лоб. Контраст создается не за счет артистизма, а в первую очередь благодаря визуальным переменам. В итоге перед нами предстает не разочарованный холодный циник, а хамоватый грубиян. В дополнение ко всему (видимо, для тех, кто не понял) в эпилоге в полной тишине и затемнении зала звучит отрывок из речи американской школьницы – слова, сказанные в адрес учителей и родителей о том, что то, какими вырастают дети, – заслуга и дело рук взрослых. Момент истины и горькие слова, обращенные создателями премьеры в зал.

Ольга ПЛАКСУНОВА