Для слабовидящих

О театре

Пресса

Море солнца, остроумия и волшебства

Мария Евсеева, факультет арт-журналистики Нижегородской консерватории

Становилось все холоднее и холоднее – зима уже наступала на пятки осени. Казалось, в городе не осталось ничуточки тепла. Всюду царила стужа – на улице, в домах, магазинах, автобусах и маршрутках. Тем не менее, было одно местечко, где до сих пор смеялось по-летнему жаркое солнце, весело щебетали птицы и благоухали цветы. Место это – Нижегородский государственный детский театр «Вера». Именно на его сцене 27 ноября 2010 года состоялась премьера «Сказки о храбром Петере и куриной фее» детской истории, созданной Н. Вороновым и В. Ольшанским по мотивам швабского фольклора и тюрингских легенд. Режиссер (заслуженный работник культуры России В. Горшкова), художник (А. Михайлов), композитор (В. Зырянов) и балетмейстер (М. Кашина) встретили зрителей по-особому душевно. Конечно, спектакли «Веры» всегда отличались исключительной теплотой, но на этот раз сцену можно было назвать эпицентром положительной энергии и позитива – того, чего нам всегда так не хватает. Именно поэтому новую сказку с увлечением «глотали» не только маленькие зрители, но и взрослые.

…Первый лучик, второй, третий… Солнышко просыпается, орошая округу золотистой пылью. Герои пока безмятежно посапывают на подушках, а мы ловим первые, осторожные лучи. Воздух наполнен пряными «световыми ароматами»: в удивительной смеси пурпурного, желтоватого, дымчато-серого то вспыхивает рыжеватый фонарик, то поблескивают маленькие зеркала. Один оттенок плавно перетекает в другой, замедленные движения актеров переплетаются с музыкой – призрачной, скорее напоминающей далекое эхо. Шелест голосов, отзвуки неведомых мелодий, переливающиеся облака света, сонные, будто эфирные фигуры людей создают уникальный эффект невесомости. Мир, в котором живут герои, будто парит над землей и вот-вот рассеется – настоящее волшебство! Во всем ощущается пластика: в световом решении, в музыкальном оформлении, в плавных покачиваниях, потягиваниях и поворотах актеров.

Действие еще не началось, но мы уже ощущаем горячее дыхание спектакля, ведь чудная картинка, созданная постановщиками, непрерывно движется. Даже во сне никто и ничто не застывает ни на минуту. Подобный отказ от статики можно считать отличительной чертой спектакля. Декорации поражают мобильностью и остроумием. Например, мы бы никогда не догадались, что из двух маленьких домиков, стоящих по краям сцены, через несколько секунд вылезут головы фрау Анны и фрау Марты. Крыши при этом неожиданно превращаются в шляпки, а корпуса – в замысловатые платья: героини просовывают руки в крошечные окошки, надевая домики на себя. Скамеечка на глазах трансформируется в машину – стоит только воткнуть в нее огромную ромашку, которая вполне может сойти за прекрасный, белоснежный руль. Веселая детская горка, возвышающаяся посередине сцены, перекликается с линией горизонта – недаром солнышко каждое утро карабкается по ней, словно желая поскорее занять свое место наверху. Каждый элемент декораций многофункционален: сейчас перед нами обычный забор, а через минуту он станет лавкой кондитера или молочника. Сценография полна ярких пятен – это и колоритные костюмы, и неиссякаемый солнечный свет, и красочные цветы с человеческий рост. Что ж, очевидно, именно такими великанами они и казались петуху Петеру (М. Жулев), отправившемуся в любопытнейшее путешествие.

Герой предстает перед нами в разных ракурсах: он столь незадачлив, что вначале даже забывает привязать себе петушиный хвост. В то же время, Петер отважен и готов на настоящие подвиги, а иначе разве маршировал бы он с таким задором? Однако больше всего зрителя подкупает непосредственность молодого петушка. По мимике и жестам мы понимаем, что перед нами еще ребенок, не умеющий ни врать, ни изворачиваться. Петеру предстоит пройти нелегкий путь взросления – герои, ожидающие его на пути, заставят петушка по-новому взглянуть на мир и задуматься о жизненных ценностях.

Постановка вообще пестрит яркими характеристиками: изящная вертихвостка-лиса (А. Трушкина), не по-разбойничьи добрый разбойник (А. Логинов), мудрый, но по-детски доверчивый ученый (С. Иордан), нелепый полководец с ситом на голове вместо каски (В. Пьянов), неуклюжая, но обаятельная фрау Анна (Г. Быкова) и манерная фрау Марта, строящая из себя утонченную особу (И. Карамышева). Подобно талисману, сцену ни на минуту не покидает солнышко с желтыми ленточками на лучах-косичках и мигающими зеркальцами в ладошках (М. Митрофанова).

Драматургия спектакля напоминает стремительно надувающийся воздушный шар: эпизоды динамично сменяют друг друга, выливаясь в кульминацию – сцену встречи Петера с куриной феей (заслуженная артистка России Т. Каурова). Именно ее образ раскрыт наиболее многосторонне: вначале перед нами сгорбленная женщина, ковыляющая по сцене, тяжело переваливаясь с ноги на ногу. Из-за бесформенного плаща и накинутого на голову капюшона мы не понимаем, стара она или молода, красива или уродлива. Потом фея вырастает в гигантскую курицу – настоящего языческого идола. Наконец, перевоплощается в грациозную даму, ироничную и кокетливую. Покровительница петухов будто играет своими лицами, интригуя Петера и зрителей.

То, что эта сцена – апогей спектакля, выражается даже в использовании спецэффектов. Когда фея шаловливо взмахивает огромными очками, свет гаснет, и... полумрак пронзают золотистые огоньки – заветные гульдены. Каких там только нет! Большие и крохотные, они будто танцуют в воздухе, рассыпаясь чарующими искрами... Слова в этот миг не нужны, ведь сердце замирает от восторга. Восторга, которому нет границ!