Для слабовидящих

О театре

Пресса

Многожанровую премьеру представил театр «Вера»: "Поезд на фронт"

Ольга Плаксунова, газета "Нижегородские новости", 20 января 2021

Нижегородский театр «Вера» представил новый спектакль «Поезд на фронт» (6+). В центре сюжета – путешествие циркового пса Вити, отправившегося вслед за хозяином, клоуном Аркашей, на войну. 

Не пустили в поезд?

Бережно переработав текст небольшой пьесы Юлии Поспеловой «Бах-бах-бах», более подходящей для театра кукол, режиссер Александр Ряписов привнес в постановку немало дополнительного материала и находок, увеличив при этом хронометраж практически вдвое. И на основе предложенных автором двух вариантов финала создал свой, трогающий до слез «смертельный номер».

Погружая зрителей в спектакль, с самого начала нам предлагают задуматься, чем стал праздник Дня Победы и та война для нас сейчас и какими они были для участников событий. Вместе с песиком Витей мы возвращаемся в прошлое: с комом в горле провожаем Аркашу (Игорь Ерохин), уходящего добровольцем на фронт, вспоминаем о выступлениях в цирке и жизни, где не было места для печали и смерти. И что такое – война? «Бах-бах-бах», раздающееся где-то вдалеке, или трансформации, которые меняют нас, проявляя в людях звериное, а в животных – человечность? Зрители увидят это на примере преданно любящей собаки. 

История Вити развивается в жанре «роуд муви», говоря киноязыком, где несколько новых приятелей (бездомный пес Кеша, благородный гусь Гусятников, наивная козочка Катя) повстречаются на пути главного героя. Они знакомят обиженного и недружелюбного эгоиста с миром и бытом, далеким от арены и сцены. Кстати, прообразом цирковой собачки стал скотч-терьер Клякса известного советского клоуна Карандаша. Сюжет отсылает нас к реальному случаю из жизни артиста. Его не пустили с собакой в переполненный вагон, следующий в эвакуацию. Тогда клоун и его четвероногий друг отправились в Омск пешком по шпалам.

Да будет мир

Спектакль многослоен, порой даже переполнен темами и образами, и, если ребятам не все из них окажутся знакомыми – пусть взрослые помогут им распознать непонятное. Так, Витя (Александр Георгиев), отчасти повторяя образ Карандаша, создает оммаж на маленького, смешного человечка Чарли Чаплина. Это и цирковые миниатюры «В парке» и «Бревнышко», вплетенные в канву спектакля, и главный символ, с которого началось кино, – прибытие поезда, тоже символично промелькнувший в прологе постановки, где главной и единственной декорацией, экраном и неким недоступным, таинственным местом – выведен товарный вагон.

Несомненной удачей спектакля стали хореографические заставки и сцены, поставленные балетмейстером Екатериной Дубровиной. Большую часть времени, меняя принадлежность войск и исполняя небольшие роли, на сцене играют «униформисты», порой отбивая  чечетку (постановщик – Елена Хиценко). Обилие разноплановой музыки (от академического Вагнера до барда Окуджавы), дополнило действие атмосферой, соответствующей месту и духу времени. Главным антагонистом всего живого стала условно-безмолвная Война, образ которой замечательно станцевала и сыграла в пантомиме актриса Дарья Федорова.

Соединив много жанров, символов и недетских вопросов, спектакль стал пацифистским, лишенным ненужного пафоса, горьким, но в то же время жизнеутверждающим авторским высказыванием. Зрителям по окончании его и в жизни, как в цирковом номере, захочется крикнуть: «Отомри!», – оживив своих навсегда ушедших героев и разрушенные памятники культуры, сложить, как пазлы, в прекрасное целое.

Ольга Плаксунова.