Для слабовидящих

О театре

Пресса

"Минин" - про героя и царей

Елена Минская. Журнал «Отдых НН» № 7(11), 2013 г

Исторические личности достаточно часто становятся героями всяческих постановок, не только театральных. И это вполне понятно: яркая жизнь, сильные эмоции, великие события неизменно привлекают зрительский интерес и почти всегда являются залогом успеха любого творческого проекта. Так что театр "Вера" ничего нового и не открыл, собственно. За исключением одного. Выбрав в герои Козьму Минина (чего не сделал еще ни один театр), творческая группа спектакля "Минин" решилась на разговор о сражениях и подвиге во имя Родины, о доблести и патриотизме.

"Исторический карнавал" так определила режиссер жанр этого спектакля, литературной основой которого является поэма нижегородского поэта Евгения Садулина, а за форму взято скоморошье действо. Идея вложить поэтический рассказ о смутном времени, о страхе, потерях, о великом ополчении в устах скоморохов, вежливо говоря, далеко не нова. Но идея эта очень удачная, потому что позволила использовать много театральных форм в одном сценическом пространстве, которое, кстати, оформлено мастерски.

Образ Лобного места, сценыплахи, создающий художественный центр и нужное впечатление, поддерживают двигающиеся конструкции из мешковины, трансформирующиеся то в ширму кукольного театра, то в условную "темницу". Блестяще художник Андрей Михайлов справился с такой непростой творческой задачей показать в небольшом пространстве и весьма небольшими средствами и широту русских просторов, и размах, и степень трагедии Смутного времени, и череды "быстросменяющихся" властителей, для которых "трон Московский слаще меда": Иван Грозный, Федор, Борис Годунов, Лжедмитрий, Василий... "Где царей хороших ждут самозванцы тут как тут". Представить всех этих персонажей в виде кукол тоже, надо сказать, удачная идея. Хорошо этот ход передают и "картонные страсти" всех этих "властителей", и горький сарказм по поводу поведения "татей", как называют их в народе. Да, идея удачная, но играет ли она на задачу спектаклярассказать о народном подвиге? В чем доблесть, правда и подвиг героев, если силы зла и силыто реальной не представляют? Никакой. С кем героически бороться? И даже пластически силы зла выстроены несколько вяло и не совсем внятно. То ли это образ страха, совсем нестрашный. То ли собирательный образ врага, не очень-то грозного, а даже очень пластичного, то ли это сама смута на Руси? Вопрос так и остался открытым.

А вот хореографическое решение народной силы хореограф Елена Хиценко нашла удачно. И исполняется мужской частью труппы и эмоционально, и энергично, что еще раз подчеркивает удаль, которой и напрягаться-то особо не надо, чтобы "сковырнуть" игрушечного и несерьезного врага. Отсюда же, кстати, и эмоциональная нестройность спектакля.

Пламенные речи Минина произносятся актером "внадрыв" и с большой отдачей, а народ, так и не зайдясь в патриотическом восторге, вяло и почти безотносительно отвечает что-то вроде: "Да, мы согласны идти на ратный подвиг и голову сложить". Но музыка Владимира Зырянова подтягивает все-таки действие до правильной температуры происходящего на сцене, а зрителя до нужного градуса сопереживания, так необходимого подобным спектаклям, а этому спектаклю ­ особенно.

Удачная мысль ввести в ткань спектакля кадры из фильма "Минин и Пожарский", по всей видимости, должна была стать еще одной хорошей идеей. Но не стала. По батальным сценам киноленты зритель понял, что происходит битва не на жизнь, а на смерть. А вот актерыотстояли на сцене положенное время и аккуратно сменили мизансцену. Впрочем, условность театрального представления вполне допускает такой способ актерского существования. Также, как и введение шоу песка в эпилог. Очень трогательные, проникновенные и искренние песочные картины Инги Будановой дают ощущение и скоротечности жизни, и недолговечности памяти, и о связи современности с далеким героическим прошлым. И современные зрители, хотя и не сразу, но все-таки откликаются на этот посыл театра и благодарят актеров аплодисментами. Не всегда, но искренне.

Вот что говорят о проекте в театре:

Анастасия Дудоладова, заведующая литературной частью:

- Патриотизм, любовь к Отечеству эти понятия являются составляющей частью общего понятия о нравственном человеке, а значит, это те чувства, которые должен будить театр в зрителе. Звучит высокопарно, но по-другому не скажешь. Наш спектакль это не урок истории в школе и не нравоучение это сильный эмоциональный заряд, который попадает прямо в солнечное сплетение, вызывая гордость, радость, слезы, удивление, потрясение. И это замечательно.

Вера Горшкова, режиссер-постановщик:

- Меня на протяжении всей моей жизни волновала тема памяти о наших корнях. Мне кажется, что если о них забыть, то не будет будущего. Наш город состоит не только из бетона и торговых центров, но и из того, что создавали многие поколения людей. Театр дает возможность погрузиться в прошлое своего города, своей страны и понять свое настоящее. Поэтому в нашем театре были и есть спектакли о Валерии Чкалове, о Михаиле Щепкине, о Николае Добролюбове. Работая над "Мининым", мы использовали скомороший ход трудный, очень театральный и интересный. И в зрительских сердцах открывается некая створка, галдящий детский зал затихает и молчит до конца спектакля.

Дмитрий Зайцев (Минин):

- Что может объединить нас? На мой взгляд, вера: вера в человека и в его силу духа, вера в "российское братство" и в то, что можно всегда что-то изменить, вера в Бога, в его помощь и покровительство.