Для слабовидящих

О театре

Пресса

Между долгом и любовью

Светлана Чернова, журнал "Столица Нижний" февраль 2019

К пьесе У. Гибсона «Понедельник после чуда» у театра «Вера» особое отношение. Еще в 1994 году театр поставил спектакль по «Сотворившей чудо», продолжением которой и является «Понедельник…». Постановка, главные роли в которой исполнили Наталья Петенева и Мария Митрофанова, шла в течение 10 лет. Заветную мечту театра —поставить спектакль по второму произведению Гибсона — на сцене театра «Вера» воплотил Владимир Червяков, причем с теми же актрисами.

Театр «Вера» в 1994 году поставил спектакль, объединяющий оба произведения У. Гибсона. Постановка шла два вечера, и внутрь истории «Понедельника после чуда» встраивалась ретроспекция в виде 40-минутного спектакля по «Сотворившей чудо». Однако именно мини-спектакль по первой пьесе прожил долгую жизнь на сцене театра: постановка была продлена до 1 часа 20 минут и оставалась в репертуаре театра в течение 10 лет. «Понедельник…» же был показан всего 13 раз.

«У этой пьесы скудная сценическая жизнь. Это трудная история, но очень важная, о ней нужно говорить», — считает директор театра Вера Горшкова.

Мечта поставить вторую пьесу из истории про Хэлен Келлер и ее учительницу все же сбылась на сцене недавно открытого здания театра «Вера». Вера Горшкова и режиссер спектакля Владимир Червяков рассказывают о множестве совпадений, с которыми так или иначе связана работа над последним спектаклем:

  • прошло 25 лет с премьеры «Сотворившей чудо» и 15 лет после того, как этот спектакль ушел из репертуара;

  • обе актрисы, игравшие главные роли в постановке по первой пьесе, все так же служат в театре и готовы были взяться за воплощение прежних образов;

  • «Сотворившая чудо» 1994 года стала первой премьерой, поставленной театром в новом здании, а «Понедельник» — одной из первых премьер в недавно восстановленном здании;

  • одна из актрис — Наталья Петенева — отметила в 2019 году юбилей, и спектакль стал одним из центральных событий в праздновании дня рождения артистки.

Итак, «Понедельник после чуда» описывает дальнейшую жизнь слепоглухой девушки Хэлен Келлер (Мария Митрофанова) и ее учительницы Анни Салливан (Наталья Петенева) через 15 лет после их знакомства и начала обучения Хэлен. Зрители видят историю отношений героинь, которые ко всему прочему полюбили одного мужчину, Джона Мейси (Дмитрий Суханов). Эта ситуация заставляет каждого персонажа принимать тяжелые решения, делать выбор: Анни Салливан приходится выбирать между любовью и долгом, Хэлен Келлер — между зарождающимся чувством к мужчине и привязанностью к учителю, а Джон Мейси разрывается между тщеславием и любовью.

Их попытки привести всё в равновесие и устроить свою жизнь терпят крах с каждым разом. «У нас одна жизнь на двоих», — говорит Анни о своей привязанности к Хэлен. «Я словно женат на сиамских близнецах», — парирует Джон, уже ставший мужем Анни. «Я хотела освободить вас от себя», — признается Хэлен после неудачной попытки заключить брак с малознакомым человеком. Героям в этих взаимоотношениях слишком тесно и безумно одиноко, каждый в них чувствует себя лишним.

Малонаселенная постановка (помимо трех главных героев, в ней есть доктор Эд и друг Джона Пит) и небольшая сцена театра предполагают некоторую камерность сценического действия. Кажется, что зрители из зала, возвышающегося над сценой и примыкающего к ней почти вплотную, как будто невольно живут в этой истории. Создатели спектакля выбрали правильную, спокойную, почти бытовую, интонацию для постановки, организовали сценическое пространство так, что оно не давит на зрителя, но при этом дает артисту свободу действия. Может быть, благодаря этому «Понедельник после чуда» воспринимается не иначе как личная история, перенесенная в интерьеры и жизненные условия начала XX века.

Мария Митрофанова показала Хэлен в момент становления и взросления. На протяжении спектакля ее героиня меняется, принимает непростые решения, становится более смелой в общении с другими и более строгой к самой себе. Отдельно стоит отметить отшлифованную до мелочей манеру актрисы двигаться, общаться и говорить. Хэлен время от времени натыкается на разные, непривычные ей предметы в доме, во время разговора держит руки на губах говорящего, чтобы узнать, что тот хочет сказать. Ее движения кажутся резкими, порывистыми, лишенными изящества, потому что именно через движения рук, тела и через голос выражаются эмоции героини Марии Митрофановой, но при этом не находят никакого отражения в мимике.

Героиня Натальи Петеневой — смирившаяся со своей судьбой вечной учительницы женщина, которая тем не менее всей душой стремится к любви и семейной жизни. Тиран, любящая женщина, учительница, по-матерински опекающая свою воспитанницу, — актриса тончайшими нюансами передает разные грани характера своей героини.

Задача, стоявшая перед Дмитрием Сухановым, — показать, как его герой ищет приюта, любви и заботы и, не найдя их, спивается и опускается. Веселый, ироничный Джон превращается в озлобленного и циничного монстра, которого интересуют лишь деньги.

За этими артистами интересно наблюдать даже в момент перестановки реквизита на сцене или во время трансляции видеопроекции: актеры продолжают играть даже на затемненной сцене: Джон напивается, не обращая внимания на происходящее вокруг, Хэлен, помогая с мебелью, привычно натыкается на те или иные предметы.

Художник Андрей Михайлов мастерски организовал пространство, в котором живут герои пьесы У. Гибсона. Белая мебель, вытянутые горшки с цветами и эластичные ленты оставляют на сцене много света, пространства и воздуха. Эта чистота вокруг диссонирует с разворачивающейся в жизни героев трагедией.

Отличная находка — использование в этом спектакле тянущихся лент. В разные моменты действия они становятся то паутиной, в которую как будто попали герои, то некими маркерами для безопасного передвижения слепой девушки, то ниточками невидимого нам кукловода, то решеткой тюрьмы — всегда вещественными ограничителями, направляющими, организующими не только пространство быта, но и шире — судьбу героев.

Так, одна из истерик Хэлен после ссоры с учительницей заканчивается тем, что девушка, как пойманная бабочка, повисает на лентах-паутине, и герои осторожно вынимают ее оттуда. В другой сцене Джон, как бы иллюстрируя, как Хэлен мешает его семейному счастью, обвивает шею девушки лентой, будто подвешивая ее на веревке. Одной из ключевых сцен становится размолвка Анни и Хэлен, когда воспитанница решает отделиться от учительницы и ее жизни, протягивая ленту по диагонали сцены и устанавливая таким образом вполне осязаемую границу внутри дома.

Не менее важным визуальным приемом постановки являются видеопроекции Алексея Степанушкина. С помощью них зритель не только узнает особенности быта и жизни США начала XX века, но и может увидеть кадры со спектакля «Сотворившая чудо», сыгранного в театре «Вера» 25 лет назад. Настоящим потрясением для зрителя становится завершающая постановку видеоистория о том, как встретились и прожили свою жизнь настоящие Хэлен Келлер и Анни Салливан. Этот кинематографический прием ошеломляет зрителя и при этом завершает непростую историю героев спектакля, соединяя сцену с реальной жизнью.

В отличие от «Сотворившей чудо» «Понедельник…» не заканчивается хэппи-эндом. Спектакль театра «Вера» пусть и грустный, но все же оставляет надежду на то, что Анни и Хэлен найдут утешение в работе и учебе, а труд во благо и служение светлой цели, возможно, помогут им на мгновение забыть о своих исковерканных судьбах.

Текст: Светлана Чернова