Для слабовидящих

О театре

Пресса

Лекарство от ноября / I Всероссийский моножанровый театральный фестиваль «Комедiя-ФЕСТ» (Нижний Новгород)

С 22 по 27 ноября в Нижнем Новгороде проходил I Всероссийский моножанровый театральный фестиваль «Комедiя-ФЕСТ». Его организовал нижегородский театр «Комедiя», что вполне понятно, так как «моножанр» комедии, которому фестиваль посвящен, является главным в этом театре. Фестиваль стал логичным продолжением той инициативы изучения и раскрытия возможностей комедии, которую театр проявил еще в прошлом году, организовав драматургический конкурс современных комедий «Низкий жанр».

Директор театра Дмитрий Коновалов рассказывает: «В 1999 году я создавал концепцию театра «Комедiя» и думал о том, чтобы сделать фестиваль театров комедий, но их даже во всем мире не так много. Поэтому идея трансформировалась в фестиваль комедийных спектаклей. Эту идею поддержало нижегородское отделение СТД РФ, и пару сезонов у нас проводился фестиваль «Комедия на сценах нижегородских театров», который потом стал фестивалем «Премьеры сезона». Но идею фестиваля комедий я не оставил. И только в этом году мою мечту поддержало руководство города, и она начала сбываться!»

Первый фестиваль - всегда самый трудный, но и самый интересный. Все процессы осваиваются практически «с нуля», все придумывается в творческом порыве, хочется все сделать как можно лучше, и организаторы волнуются, как же все в итоге получится... На фестиваль было прислано 63 заявки из самых разных городов России, от Белгорода до Иркутска. На первом этапе спектакли оценивал экспертный совет, далее оргкомитет формировал афишу из спектаклей, набравших наивысшие баллы. В афишу фестиваля вошли спектакли большой и малой формы, как столичных коллективов, так и театров Санкт-Петербурга, Орла, Перми, Тюмени, Мытищ, Зеленограда. Диапазон оттенков комедии чрезвычайно широк: от фарсового театрального анекдота по рассказу Ф.М. Достоевского «Чужая жена и муж под кроватью» Театра «ФЭСТ» до пикантной тюменской социальной комедии «Только для женщин», от лирического гротеска «Двух дамочек в сторону Севера» Пермского ТЮЗа - до свободной игры шекспировской «Двенадцатой ночи» театра «Ведогонь».

В жюри фестиваля вошли: театровед и драматург Ольга Никифорова, театральный критик Нияз Игламов, специалист по коммуникациям в сфере культуры Юлия Юдина, главный советник губернатора Нижегородской области Сергей Горин. Председателем жюри стал режиссер, профессор ГИТИСа Михаил Чумаченко.

Обзор фестивальной недели подготовили четыре нижегородки - театральные завлиты и блогеры.

«Как вам это понравится»

Одна из самых поздних и сложных комедий Шекспира была поставлена в детском Театре «Вера» (Нижний Новгород) совсем недавно, в июне 2022 года. И накануне фестивального показа спектакль перенес три ввода, сокращения и изменения. То есть увиденное жюри фестиваля было немного не тем спектаклем, который оценивал экспертный совет.

Тем не менее, все основное там осталось: умная, недетская, насыщенная смыслами, цитатами и аллюзиями режиссура Александра Ряписова; минималистичная, но «говорящая» сценография Андрея Щаева, в которой очень важен свет, поставленный Сергеем Гаевым - свет, который в нужное время высвечивает главное, красивый и таинственный, контрастный и часто контровой; атмосфера тотального театра, раскрывающая единственную знакомую всем цитату из этой пьесы: «Весь мир - театр, в нем женщины, мужчины, все - актеры».

Первый и второй акты спектакля сильно отличаются друг от друга: первый - скорее драма, тогда как второй - безудержное веселье и стёб; в первом мы сопереживаем, во втором - хохочем; первый готовит пространство смыслов для второго, второй - ими жонглирует. Спектакль и режиссер находятся в постоянном ироническом и культурном диалоге со зрителями. К нему активно подключается автор музыкального сопровождения Лев Харламов, который прослоил спектакль песнями Макаревича, «Аквариума», «The Doors», «Red Hot Chili Peppers», даже группы «Ариэль», находящимися в сложной ассоциативной связи с происходящим на сцене, в реальности, с личной и общественной историей.

Спектакль, казалось бы, выходит из памяти советского детства: страдающая Розалинда (Мария Попова) и шепелявая Селия (Полина Майорова) в трогательных детских шубках, шапках и варежках на веревочках рассказывают нам свою историю под «Музыку под снегом» А. Макаревича, присыпаемые бумажным снегом, который бесконечно идет сверху. Неприкаянный Орландо (Александр Георгиев) в детской шапочке с завязочками - фигура беззубого детского протеста - выходит на бой с королевским борцом Карлом (Алексей Степанушкин). Он побеждает его так же нарочито театрально и по-детски. Но присутствующие на турнире фигуры в костюмах из «Игры в кальмара» говорят нам, что битва идет сегодня и она - на выживание.

Вечная зима тоталитаризма, в которой живет герцог Фредерик (Олег Юлов), одетый в шинель и папаху-«корону», не допускает смеха, потому что смех побеждает страх. В детстве мы полны иллюзий, что любимые с нами навсегда, а отец не может быть страшным... Когда иллюзия заканчивается, девочки взрослеют, примеряют на себя личины юноши Ганимеда и Алиены, у которой все в порядке с произношением, зима сменяется летом, столица - Арденнским лесом, тюрьма - свободой, драма - комедией, атмосфера насмешки всех над всеми становится тотальной, и даже самые второстепенные персонажи обретают остроумные характеристики и право голоса: достаточно вспомнить Фебу или лесную простушку Одри, то ли девушку, а то ли березу.

На пике общего безумия появляется Шекспир (Дмитрий Суханов) собственной персоной. И начинает относиться к происходящему критически: вступает на смеси английского и русского в диалоги с персонажами, поет песни, возражает против режиссерских решений и декламирует оригинальный текст финального монолога. Словом, веселья хоть отбавляй. Но мы-то помним: для того, чтобы заслужить второй акт, мы должны были пережить первый...

Анастасия РАЗГУЛЯЕВА

Полный текст обзора на сайте журнала "Страстной бульвар, 10"