Для слабовидящих

О театре

Пресса

Квартет «Золушек»

Ольга Плаксунова, театральный журнал "i" №5, 2018

Как говорят знатоки литературы, сюжет о трудолюбивой героине, вознаграждённой за страдания счастьем, чуть ли не самый популярный в мировой драматургии. Поэтому неслучаен тот факт, что «Золушка» как название — рекордсмен по числу спектаклей-тёзок в Нижнем Новгороде. Четыре разножанровые постановки предстанут в несерьёзном дефиле, в форме струнного квартета.

Все наши «Золушки» достаточно классические — ни одна из них не переносит действие в другие эпохи и не меняет сюжетной канвы. Потому немного странными кажутся риторические вопросы, вынесенные в синопсис спектаклей: «Суждено ли Золушке надеть хрустальные туфельки?», или же: «Чья мечта воплотится в реальности?» Вероятно, так пытаются хоть как-то сохранить главную интригу хрестоматийной истории, заботливо предупреждая зрителей о счастливом финале. Но мы искренне надеемся, что читатели журнала знакомы с первоисточником — сказкой Ш. Перро.

«Первая скрипка»

Самая «взрослая» из нашего списка — лирическая сказка Нижегородского академического театра кукол, премьера которой состоялась в 2006 году. За прошедшее время первые зрители спектакля могли бы успеть стать родителями. Поставлен он по сказке Е. Шварца, всем хорошо знакомой по кинофильму 1947 года. Старые песенки не звучат, однако же есть своё лиричное музыкальное оформление (композитор спектакля Александр Шишкин). Версия режиссёра-постановщика, народного артиста РФ Александра Мишина — архаично традиционная, без неожиданностей.

Но, чтобы увидеть кукольную «Золушку», зрителям придётся внимательно следить за афишей театра. Ведь она там появляется всего пару раз за сезон. На просмотре можно ощутить себя, словно в машине времени — с единственным возможным перемещением в далёкое прошлое, где дети не были избалованы спецэффектами и гаджетами. Неторопливый ретро-стиль, быть может, больше всего понравится бабушкам, стремящимся воспитать внуков на проверенном материале. А более молодым зрителям можно только посоветовать набраться терпения.

«Вторая скрипка»

Сказочная комедия детского театра «Вера», поставленная по пьесе Т. Габбе, немного моложе. Она появилась на нижегородской сцене в 2009 году. Режиссёр — Александр Ряписов. Композитор — Владимир Зырянов. Приглашённый балетмейстер — засл. арт РФ Леонид Сычев — поставил два старинных бальных танца: гавот и менуэт.

При общем сходстве всех «Золушек» можно заметить разницу в составе действующих лиц и именах персонажей. Отец Золушки может участвовать в действии (как в первом случае, у Е. Шварца), исполняя роль безвольного подкаблучника, или же умереть к данному времени событий — в других вариантах сказки. Золушка Анны Корольковой — сирота, лишённая наивности героиня с внутренним стержнем. По характеру роли — почти наша современница. Она противостоит Мачехе, помогает нищенке, потом оказавшейся Феей. Здесь Фея имеет имя — Мелюзина. Но это не ангел-хранитель (прообраз матери), а почти христианское явление чуда, пришедшее испытать людей на умение сострадать. 

Для реализации волшебства в спектакле присутствуют элементы кукольного театра, с которыми великолепно справляется актриса Александра Трушкина. Прагматичной карьеристкой, в прошлом дамой из высшего общества, предстаёт Мачеха в исполнении Натальи Лемешевской. Комичный дуэт сестёр (Юлия Залетина и Татьяна Кириллова) не может не рассмешить. Обычно в постановках антагонистки делаются на контрасте: большая и маленькая, рыжая и брюнетка! Только зовут их каждый раз по-разному: Марианна и Анна, Гортензия и Жавотта, Худышка и Кубышка, Дризелла и Мари. Вечный Принц театра — Дмитрий Суханов — обаятелен, романтичен и выглядит немного потерянным в сказочном мире. Важная роль отводится Шуту Алексея Степанушкина. Со времён Шекспира его устами глаголет мудрость.

Камерная постановка, где сцена находится от зрителя на расстоянии вытянутой руки (в родном здании театра), подкупает искренностью, пробуждая в зрителях добрые чувства. В спектакле есть и неожиданное продолжение истории — эпилог: семейное счастье подтверждается двухместной коляской в руках молодых родителей.

 «Альт» 

Все упоминаемые музыкальные инструменты похожи внешне, но имеют разный размер, регистр и тембр. От малых — к крупным формам.

Театр танца «Солнечный бестселлер» в октябре 2016 года представил балет «Золушка» на музыку С. Прокофьева. Режиссёр-постановщик и хореограф — лауреат премии города Нижнего Новгорода Елена Хиценко. Не имея собственной театральной площадки, спектакль играют в ДК Сормово и ДК ГАЗ.

Надо учитывать, что этот театр — полупрофессиональный, состоит из участников танцевальной студии. В постановке заняты педагоги и участники коллектива «Солнечный бестселлер» разных возрастов и хореографических способностей. По принципу: танцуют все! Сами делают декорации, готовят костюмы и выходят на сцену. Такая самоотдача, преданность театру и танцу вызывает уважение! Их «Золушке» более подходит определение «современный танцевальный спектакль». Тем не менее, есть несколько красивых техничных сцен в традициях русского балета. Музыка звучит в записи, но смелый выбор объёмного классического произведения впечатляет! Отдельно необходимо отметить богатую цветовую палитру спектакля и световое оформление — эта постановка перенесёт вас в волшебный мир с Феями времён года, фольклорными мотивами, принцессами и царевнами!

Сказка оригинально начинается с «театра теней», где силуэтами на фоне белого занавеса показана преамбула истории Золушки. От безмятежного детства — до положения бесправной прислуги в родном доме. Яркая удача спектакля — Мачеха Ирины Шевчук. Коварство и интриги — смысл жизни её сильной героини! Студийцы в подавляющем большинстве женского пола — они играют почти всех персонажей. Лишь изредка в балете присутствуют мальчики (божьи коровки, гномы). Взрослых мужских ролей в спектакле всего две: Принц (Владислав Торников) и Король (Николай Атаманюк). Сюжет развивается не быстро, с дополнительно вкраплёнными массовыми сценами (звёздочек, парикмахеров, поставщиков нарядов), но строго в рамках отмеренного музыкой хронометража. Создателям спектакля удалось главное: создать на сцене атмосферу детского праздника и визуальную насыщенность сказки! 

«Виолончель»

Считается, что звучание виолончели наиболее близко к тембру человеческого голоса. Поэтому завершит наш обзор мюзикл, поставленный режиссёром Владимиром Червяковым в ТЮЗе в декабре 2016 года в качестве новогодней сказки. Позже спектакль остался в репертуаре театра.

Артисты ТЮЗа — вовсе не эстрадные певцы, но, по мере возможностей, справляются с вокальными партиями, ансамблями солистов и профессионально поставленными балетмейстером Андреем Сергиевским (г. Москва) танцами. Звучащая фонограммой музыка (минусовка) композитора Александра Суворова предназначена для исполнения на большой музыкальной сцене. Однако нижегородский ТЮЗ уже имеет многолетний опыт работы в подобных постановках, оттого и премьера получилась удачной.

Роль очаровательной Золушки стала дебютом и первой главной ролью в театре для молодой актрисы Анны Энской. В дуэте с ней надёжно играет опытный Принц — Никита Чеботарёв. Озорной наследник стремится сбежать от опеки и навязываемой женитьбы. В душе художник-портретист, Король (Игорь Авров) и Министр любви и благополучия (Дмитрий Соколов) отечески заботятся о его будущем. Спектакль представляет семейный конфликт поколений: падчерица и мачеха, сын и отец. Помогают разрешить их проблемы воздушная Фея-Крёстная (Анна Сильчук) и ироничный Придворный шут (Фёдор Боровков).

Как принято в мюзиклах, более важной в этой «Золушке» является музыкальная составляющая, а не драматическое раскрытие характеров. Играется всё ярко, с задором, часто на гротеске! В череде мелькающих пёстрых костюмов и париков, в стилизованных под XVIII век танцах проносятся события, притормаживая ход времени на встрече влюблённых. Пожалуй, это наиболее эффектный спектакль нашего «квартета», предназначенный для современного юного зрителя, с быстрой сменой сцен и простых, незапоминающихся мелодичных мотивов.