Для слабовидящих

О театре

Пресса

Код утерян — ну честное пионерское

Сергей ЛАМПАДКИН, "Нижегородский рабочий" № 76 от 8 октября 2013

Вроде бы все понятно. Скажем, у вас есть банковская карта с определенной суммой. Но вот если вы подзабыли ее ПИН-код, то получается, что у вас ее и нет. А дальше идут вопросы. 
ГОДА два тому назад однажды летом я спиратствовал: перекачал себе, наверное, почти все выпуски «Ералаша» советских лет, уселся перед телевизором и… очень скоро заскучал. Нет, юмор совершенно прелестный, добрый и мягкий, трогательны многие актеры в своих миниатюрах, а уж дети-артисты тем более. Но что-то самое главное, самое важное исчезло с телеэкрана, словно моя «зрительская карта» оказалась без заветного пин-кода. 
Вроде бы так не могло быть, ведь детство — это величина постоянная. Скажем, история о том, как один озорной мальчишка с далекой реки Миссисипи однажды красил забор, и через двести лет не потеряла обаяния и притягательности и останется таковой еще многие годы. А здесь, поди ж ты, что-то в поведении тех девчонок и мальчишек казалось теперь несовместимым с нашим нынешним бытием. 
Долгими, короткими ли были мои размышления, но я пришел к выводу, что жизнь ребенка, в том числе и моя, в советские годы программировалась определенным образом. 
Все эти пионерские сборы, лагеря, «Зарницы», металлолом, технические кружки на каждом шагу, походы, хоккейные коробки рядом с домом, футбольные и хоккейные телевизионные репортажи без рекламы «Сиалекса» (теперь подобное надо как-то объяснить десятилетнему пацану), но с замечательным голосом Николая Николаевича Озерова: «Го-о-л!» А цирк, а ожидание каких-то огромных и невероятных путешествий по нашей Земле или даже таких замечательных, как у Юрия Гагарина… А песни и музыка нашей юности с последним синим троллейбусом, случайным, или призывом «Чуть помедленнее, кони!» и «мантрой» «Нет, ребята-демократы, только чай»… А прорвавшиеся из «окружения» наших доблестных глушилок любительские перезаписи композиций «Битлз» (ради их прослушивания мой товарищ почти самостоятельно выучил на очень приличном уровне английский)… 
Нет, конечно, сегодня много хорошего и свободного есть в жизни наших детей, но программа, которая закладывалась в советских пионеров, тоже осталась — как воспоминание, как неразрывная частица детства, как мечта-идея, которая мелькнула и растворилась в космосе времени. 
Виктор Драгунский был талантливым и чутким человеком, писателем. Его детский цикл «Денискиных рассказов» в 60-е оказался одним из самых востребованных и у юной, и у взрослой аудитории тоже. Да и сегодня это уже советская классика, пережившая полвека и охотно читаемая всеми, от мала до велика. 
Этой осенью В. Ю. Драгунскому исполнилось бы 100 лет. Его дочь Ксения, известный ныне драматург, не без настоятельных просьб нашего театра «Вера» написала пьесу-инсценировку нескольких рассказов отца. Вот она-то и стала премьерой спектакля «Денискины рассказы». «Удивительный день с перерывом на буфет» сыгран 28 сентября. 
«Веру» называют детским театром, а сегодня надо бы добавить еще одно звание — разъездной, потому что собственное здание театра обнесено голубым забором и встало на реконструкцию (как бы хотелось вместо словечка «встало» написать «закипело работами по реконструкции», но…). В условиях бесконечных разъездов по сценическим площадкам города, а частично и области тоже, не так-то просто сохранить театру жизненный тонус и знакомый нам уже художественный уровень. Но чудеса случаются (чаще всего они происходят в театре и цирке — это я вам как бывший пионер Советского Союза говорю), а «Денискины рассказы» в «Вере» получились милыми и веселыми. 
Постановщики спектакля Вера Горшкова, Елена Лопухинская и художник Андрей Михайлов проявили много выдумки, находчивости и изобретательности, создавая «игровую» обстановку спектакля (считается, что дети лучше «усваивают материал», если им сразу дают понять, что с ними играют). Не знаю, я бы немного уменьшил в спектакле игровые и завлекательные «переходы» и поднял бы планку его «возрастного ценза»: сейчас приглашаются зрители от 6 лет, но, похоже, публика у «Денискиных рассказов» должна быть повзрослее. 
И три роли спектакля сыграны Дмитрием Сухановым, Алексеем Степанушкиным и Марией Митрофановой с таким расположением к своим героям, с такой чистотой интонаций, что этому можно только аплодировать. Кажется, Алексей Степанушкин в «Денискиных рассказах» вообще обретает какую-то новую уверенность в себе, актерски становится гибче. А Мария Митрофанова просто хороша. Как-то без шума и лишней огласки эта актриса сегодня заняла место в звездном пуле актеров детских театров Нижнего. 
Зрителей «Денискиных рассказов» в «Вере» разочарования, в общем-то, не поджидают. Хотя аура жизни Дениски, Мишки с Аленкой интереснее, увлекательнее, богаче, неожиданнее, лиричнее и программнее, что ли, в отношении добра и любви. Даже в рассказах самого Виктора Драгунского. Так сегодня кажется. 
А вот как сегодня все это передать со сцены, неизвестно. Код потерян. Или, если сказать это совсем по-детски, утерян золотой ключик где-то на дне озера детских снов и переживаний. Честное пионерское. Остается только ждать чуда, что кто-то его обязательно найдет. И тогда… 

Рапорт подготовил 
Сергей ЛАМПАДКИН.

Текст статьи здесь