Для слабовидящих

О театре

Пресса

Из жизни ангелов

Ольга Плаксунова, газета "Патриоты Нижнего" от 06 марта 2019

28 февраля в детском театре «Вера» состоялась премьера спектакля «Прекрасное далеко» (16+) по пьесе Данилы Привалова, которую поставила режиссер Елена Фирстова, хорошо знакомая нижегородцам по работам в ТЮЗе и независимом театре «Камер-юнкер». Вечные вопросы о жизни, смерти и любви задает этот спектакль.

Разговоры о смерти и загробной жизни в нашем обществе суеверно стараются избегать, особенно если об этом спрашивают дети. Но без постановок на такие философские темы нельзя представить современный театр, ведь смерть – это закономерная часть жизни и неизбежный итог, о котором задумывается каждый из нас, задавая себе и окружающим главный вопрос: есть ли за той чертой что-то еще? Свой ответ и представление о «прекрасном далеком», где живут ангелы – души умерших людей, дает этот спектакль.

В некоем условном пространстве, созданном художником спектакля Ольгой Лагеда, на фоне луны проплывают черно-белые полиэтиленовые облака, а на наклонном помосте, составленном из металлических листов, обитают ангелы. Они как будто ничего не чувствуют и ничто земное их уже не тревожит. Но земные чувства и воспоминания не дают им покоя. Как выяснится позже, законы всемирного тяготения (с неудачными попытками первых полетов), вкус еды и сомнения в существовании Бога им не чужды.

Некоторые из них умерли очень давно, совсем молодыми, и, кроме смутных образов близких, мало что помнят о былом – как наивная и очаровательная Маруся (Мария Попова / Дарья Федорова), убитая женихом, да так и не найденная в лесу. Ангелы постарше: замерзшая в блокадном Ленинграде тетя Таня (Татьяна Каурова) и путешественник Саныч (Андрей Логинов), повидавший жизнь без прикрас, Тоха (Олег Юлов), подстреленный снайпером на войне, и Серега (Алексей Тулупов), которого придавила отколовшаяся плита на коммунистической стройке, – все они смирились и приспособились «жить» здесь. Чем-то занимают монотонное время, пишут письма, разносимые странного вида почтальоном (Денис Зиненко), работают (без объяснений, где и над чем), вспоминая истории из земной жизни.

Действие в пьесе и диалоги героев оставляют ощущение внутренней пустоты, зачастую сопровождаемое такими же бессмысленным перемещениями по сцене. Сделать персонажей правдоподобными помог опыт артистов.

Все меняется с появлением новопреставленного Васи (Андрей Хозяев), растерянного и подавленного. Он то учится летать, то пытается бежать на Свободу (как у них принято называть мир людей), то пытается повеситься, хотя в его обстоятельствах это уже невозможно. Его поступки, порывы отчаяния и желание неуспокоенной души хоть что-то изменить откликаются в сердцах зрителей. Но не стоит делать поспешные выводы о тяжести темы – вопреки всему зрителей ждет светлый финал. Благодаря родившейся любви свершится чудо.

Для спектакля молодым нижегородским композитором Марком Булошниковым была написан оригинальная музыка. Порой всего несколькими точно прозвучавшими нотами она говорит зрителю больше, чем многие произнесенные слова. Волшебством на сцене можно назвать работу художника по свету Елены Левичевой, удивившей зрителя.

Спектаклю еще предстоит «разогнаться получше и взлететь», как советовали главному герою, чтобы по-настоящему свободно парить в театральном нижегородском пространстве.

 Ольга ПЛАКСУНОВА

 Фото Романа БОРОДИНА