Для слабовидящих

О театре

Пресса

Ирина Лаптиева: «Подростки глубоки настолько, что мы даже не подозреваем»

Анастасия Жукова, газета "Патриоты Нижнего" от 17.05.2017

Как много постановок в Нижнем Новгороде, адресованных подросткам? Не детям, обучающимся в начальной школе, и не юношам и девушкам, а именно тем, кому от 11–12 до 16–17 лет? 20, 22 и 23 мая на сцене Дома актёра театр «Вера» представит премьеру спектакля «Майя & К» по пьесе Юлии Тупикиной «Майя и Кощей» про тринадцатилетнюю девочку, недавно потерявшую отца и задающуюся совсем не детскими вопросами. Эта пьеса стала лауреатом конкурса «Маленькая премьера – 2014», вошла в шорт-лист фестиваля Александринского театра «Новая пьеса для детей» и победила в конкурсе РАМТа «В поисках новой пьесы». О том, с какими трудностями пришлось столкнуться в репетиционный период, о чём и для кого эта постановка, «Патриоты Нижнего» поговорили с режиссёром Ириной Лаптиевой.

– Ирина Владимировна, почему выбор пал на пьесу Юлии Тупикиной? Чем она вас потрясла?

– Художественный руководитель театра Вера Александровна Горшкова всегда предлагает такие темы, которые оказываются для меня очень близкими и нужными в данный период театральной жизни. Эта пьеса остросовременная. Злободневная. И в то же время о вечном. Майя потеряла год назад папу. Как она переживает эту потерю? Как с этой болью живёт? Взрослые люди, живущие в бешеном ритме, преодолевающие ещё и свои личные проблемы, то ли забывают, то ли не могут предположить, насколько сложна, глубока внутренняя жизнь ребёнка, как он воспринимает проблемы, с которыми сталкивается. Ребёнок всегда слабее взрослого. И ответственность лежит на последнем. Подросток может обидеться, закрыться, перекрасить волосы, пирсинг в ушах сделать. Но ведь это не просто так, не потому, что ему просто захотелось выпендриться, а по какой-то причине. Наверное, в наше время вернуться к теме взаимоотношений ребёнка и взрослого, к теме внутреннего мира маленького человека необходимо. Я думаю, это спектакль для семейного просмотра.

– Очень искусно сценарист описала детские переживания. Драматургически всё идеально сложилось…

– Да! Там такое многотемье! Мир социальный, мир внутренний и одиночество героев, встретившихся друг у друга на пути. Если бы не началось общение Майи и Кощея, не знаю, как бы девочка выпуталась из своих проблем. По-моему, это очень счастливая встреча и для Кощея тоже, который живёт просто так, вообще. Которому тошно и тоскливо так жить. Девочка его вытаскивает из этого состояния. Боль за неё провоцирует Кощея на человеческие поступки, ему приходится сделать выбор, ответить на вопрос: с кем ты, за кого ты? Ты будешь жить сам с собой или с миром, проблемами, которые есть вокруг тебя?

– Эта пьеса написана современным языком, в том числе в ней используется подростковый сленг. Вы всё это оставляете?

– Не всё. Ни одна пьеса не ставится один в один. Это нормальная практика. Шекспира мы тоже не ставим слово в слово, тем более сейчас. Всё-таки сцена вносит свои коррективы. Это не значит, что я всё перелопатила и ввела какие-то новые сюжетные ходы. Весь событийный ряд остаётся.

– Наверное, подростки лучше воспринимают, когда со сцены говорят их языком…

– Они воспринимают разный язык. И язык сказок, и язык легенд и баллад. Мы недооцениваем их. Они поймут тот язык, который ближе им по нутру, по сердцу, по душе. Они глубоки настолько, что мы даже не подозреваем.

– По поводу актёров. Вы сразу поняли, кого стоит привлечь к этой постановке?

– Конечно. Мы переговорили с Верой Александровной, подумали и приняли решение. У нас в театре есть прекрасные актёры, которые смогут взять эти сложнейшие роли. Константин Еремеев и Михаил Жулёв параллельно работают над ролью Кощея, Майю играет Александра Трушкина.

– Ирина Владимировна, какая сценографическая работа проведена вашей командой? В пьесе должен появиться большой динозавр… Он уже изготовлен?

– Проведена огромная работа. Андрей Михайлов – замечательный художник. Он очень чутко реагирует и слышит режиссёра. По крайней мере у нас с ним сложился хороший тандем. Динозавр (точнее, Кощей, превратившийся в динозавра) этот, конечно, больше человека. Но дело не в размере. Он получился с характером, таким, каким должен быть в нашем спектакле. Он наделён человеческими качествами. Он и страшный, и неожиданный, и нежный. Пьеса «Майя и Кощей» – сложная для постановки вещь. То, что пишет Юлия Тупикина, замечательно, но вертолёт мы не можем пустить над сценой и бульдозер настоящий не можем выпустить на сцену. Всё это мы решаем театральными способами, образно, метафорически.

– С какими ещё трудностями пришлось столкнуться?

– Нет неразрешимых проблем, когда ты работаешь над спектаклем с актёрами, с композитором, художником-постановщиком, реквизиторами, художниками-бутафорами, пошивочным цехом, которые тебя слышат и понимают. Самая большая сложность, на которую мы повлиять не можем, в том, что у нас нет своей площадки. Мы репетируем в помещении два на три метра и даже не можем попробовать там свет. А уж как динозавра туда вывести? Мизансцены мы меняем по ходу дела, выходя на сцену во время репетиций. Мы не просто надеемся, что скоро театр «Вера» обретёт свой дом, мы этого ждём с нетерпением.

Анастасия ЖУКОВА, газета "Патриоты Нижнего"