Для слабовидящих

О театре

Пресса

Ирина Лаптиева: "Детский театр - моя судьба"

Интервью Владимира Шлыкова, журнал "Страстной бульвар, 10" № 2-222\2019

Яркий, самобытный талант режиссера детского театра «Вера» Ирины Лаптиевой вспыхнул, как комета на нижегородском театральном небосклоне и вот уже пятнадцать лет не гаснет в Доме сказки на Мещере. Осенью Ирина Владимировна отметит жизненный и творческий юбилей.

В детстве она увлеклась балетом и своим кумиром считала Анну Павлову. Хрупкая, длинноногая девчонка с тонкими и выразительными чертами лица, она мечтала впорхнуть на сцену и станцевать Жизель или Одетту. Но исполнить фуэте в любимом «Лебедином озере» ей так и не пришлось. Ирина Лаптиева стала драматической актрисой, педагогом в родном театральном училище, а потом, после окончания театрального института - режиссером. Ее дебют состоялся в театре «Вера». Это был дипломный спектакль «Ветряна гулянка» по сказкам для взрослых С. Писахова. Зрители упивались буйством красок лаконичного оформления, неповторимым северным говором персонажей, филигранной режиссурой.

 

Ирина Владимировна, когда на премьере зал аплодировал вам как постановщику, художнику и автору инсценировки, о Жизели не вспомнили?

- Жизель - это на всю жизнь. Как одно из самых сильных, ошеломляющих и неповторимых впечатлений детства. Любовь к балету живет внутри меня, и, наверное, именно от увлечения хореографией у меня тяга к пластической выразительности каждого создаваемого спектакля.

Бытует мнение, что режиссером, как и балериной, нужно родиться.

- Может быть... А вот что точно необходимо - учиться надо много, причем постоянно. У меня были великолепные педагоги - неординарные, глубокие, легендарные личности: Лерман, Соколоверов, Левите, Наравцевич, Крипец, Шалимов, мастера сценической речи Захаров и Орлович. Бесконечно благодарна нашему строгому, внимательному, отзывчивому директору театрального училища Татьяне Васильевне Цыганковой. По совету художественного руководителя детского театра «Вера», где теперь служу, Веры Александровны Горшковой занималась у Камы Гинкаса в Московском ТЮЗе в его режиссерской лаборатории, заслужила сертификат и получила в дар книгу, подписанную рукой мастера.

Вы служите в театре, который создала Вера Александровна Горшкова - Мастер, известная среди профессионалов и всех, кто любит театр. Она доверяет вам, инициативу не подавляет?

- Чаще всего худрук или жестко контролирует работу своего коллеги, или отводит ему скромное место соавтора. Вера Александровна, наоборот, предоставляет полную свободу для творчества, доверяет, учит, а это самое главное и ценное для меня.

В ваших спектаклях выразительный психологический рисунок каждой роли, а мизансцены выстроены со знанием основ художественной композиции. Как вы приходите к такому решению?

- Пытаюсь проработать автора, пропустить его через себя и услышать, понять, почувствовать, осознать, увидеть... А затем начинается поиск воплощения. На создание сценической метафоры могут натолкнуть самые неожиданные вещи. Павловопосадский платок на зеленой траве предопределил решение «Ветряной гулянки», черный цвет и легкие деревянные стулья стали метафорой внутреннего мира Щепкина, ажурная железная конструкция - образ каменного цветка из «Хозяйки Медной горы» по сказам Бажова, летящий через время паровоз с артелью сказочников - в «Молодильных яблоках» Олега Михайлова...

Каждая премьера становилась у вас событием в театральной жизни Нижнего Новгорода, многие спектакли заслужили награды на различных фестивалях. «Баллада о бедном рыцаре», к примеру, - это первое сценическое прочтение в нашей стране пьесы немецкого классика Петера Хакса. Какой из поставленных спектаклей вам особенно дорог?

- Шостаковича однажды попросили назвать лучшую из пятнадцати созданных им симфоний. Композитор ответил просто: «Если у вас пятнадцать детей, вы же не станете отдавать предпочтение кому-то одному. Дороги все». Готова подписаться под этими словами: мои спектакли, как дети, все до одного дороги для меня.

Вы нередко обращаетесь к шедеврам художественной литературы: Чехову, Окуджаве, Милну (список можно продолжить), создаете собственные инсценировки и даете им сценическую жизнь. Вам интересно работать над прозой или поступаете так потому, что детский театр испытывает «голод» по хорошей драматургии?

- Вся проза - предложения художественного руководителя театра Веры Александровны Горшковой. У нее великолепное творческое чутье: она точно знает, что нужно театру в данный момент, в чем он испытывает «голод». Дает мне материал и говорит: «Твое. Ставь». Так было и с премьерой «Я могу быть полезен Отчизне!» о семье Добролюбовых. Это совместный проект театра с литературно-мемориальным музеем на Лыковой дамбе. Мы постарались показать на сцене не растиражированного школьными учебниками абстрактного революционера-демократа, а живого человека: юного, пылкого и страстного поэта-мыслителя.

А современная драматургия?

- Как же без нее! В детском театре она помогает решать нравственные и воспитательные задачи - был бы только хороший материал. Вот, к примеру, премьера спектакля по пьесе Юлии Тупикиной «Майя и Кощей» стала не только нижегородской, но и российской. Я поставила не традиционную сказку в обычном понимании, или семейную драму, а «реальную» сказку. Мудрая и философская, она поднимает проблемы подросткового одиночества. Проходя через внешние испытания, герои, современные тинейджеры, залечивают душевные раны: у них становится другим восприятие окружающего мира.

Ваша недавняя премьера «Сказка о молодильных яблоках» поразила не только зрителей, но и автора пьесы Олега Михайлова.

- У нас получился «хулиганский» спектакль (в хорошем смысле слова) для всей семьи: озорной, с «шутейной» актерской игрой. Это и понравилось драматургу. В спектакле много музыки, написанной композитором Владимиром Зыряновым, декорации и костюмы художника Андрея Михайлова выдержаны в народных традициях с использованием современных деталей, например, бейсболка, бриджи и жилет у главного героя Ивана или командирские брюки-галифе у мачехи Матрены. Эти детали ярко и выразительно подчеркивают характер и тип персонажей. В спектакле вообще нет «четвертой» стены: зрители - активные участники интерактивной игры. В эпилоге со сцены в зал туда и обратно летят самодельные яблочки: азарт игры захватывает как юных, так и взрослых зрителей, вспомнивших детство.

Говорят, природа на детях отдыхает, но ваш случай это опровергает. Вашу дочь Любу после успешного дебюта в роли Джульетты в спектакле театра «Комедiя» режиссер Валерий Белякович пригласил в Москву, и теперь она играет в Театре на Юго-Западе. Ваш сын Егор в школьные годы сыграл на сцене «Веры» Кристофера Робина в сказке Милна «Винни Пух». Как складывается их творческая судьба сегодня?

- Любашенька необычайно способная и талантливая актриса: ей по плечу как острохарактерные, так и лирические роли: Офелия и булгаковская Гелла, Тамара в «Демоне» Лермонтова, донна Анна в «Маленьких трагедиях» Пушкина, леди Макбет, булгаковская Зойка... А Егор выбрал другую профессию, не театральную. Впрочем, кроме основной работы, он тоже выходит на сцену: играет на барабанах в нижегородской рок-группе «Скрепы», в июле ребята успешно выступили на фестивале «Рок чистой воды».

В чем для вас смысл жизни?

- Мои дети. Моя семья. Любовь. Искусство, которому посвятила много лет жизни. У меня есть удачное качество, влюбчивость. Я влюбляюсь в новый материал; размышляю, хватаюсь за ручку и набрасываю эскизы декораций, рисую мизансцены, составляю список будущих исполнителей - одним словом, на эмоциональном подъеме начинаю создавать новый спектакль...

Существует понятие «актер несыгранной роли», а есть ли режиссер...

- ... «непоставленного спектакля»? К счастью, я режиссер «поставленных» спектаклей, о которых мечтала, а детский театр «Вера» стал моей судьбой.