Для слабовидящих

О театре

Пресса

Интервью с режиссером Еленой Лопухинской о спектакле "Пламя Данко"

Ольга Плаксунова, газета "Патриоты Нижнего "№ 36 (243) 19.09.2018

Отдай свое сердце людям

19 сентября, впервые после глобальной реконструкции, детский театр «Вера» откроет сезон в родном доме – на Мещерском озере, и сразу же премьерой! Спектакль «Пламя Данко» (12 +) по мотивам рассказа Максима Горького поставлен на грант в размере 500 тысяч рублей по итогам состоявшегося в декабре 2017 года третьего городского конкурса «Перо Жар-птицы», учрежденного девелоперской компанией ООО «Столица Нижний».

Мы узнали у режиссера спектакля Елены Лопухинской, чего стоит ждать зрителям от новой трактовки известного произведения.

– Герои Горького абсолютно разные: самовлюбленный Ларра и жертвенный Данко. Кто из них, на ваш взгляд, герой нашего времени?

– Чтобы ответить на этот вопрос вместе, мы приглашаем зрителей прийти на наш спектакль. Можно сказать, что у каждого времени свои герои – в том случае, если понятие «герой» рассматривать как персонаж современности. Но есть истинное значение этого слова: героизм – высшая ступень человеческого духа. Тогда нужно говорить, что есть герои на все времена. Спектакль затрагивает важные темы. В чем истинная природа подвига? Откуда черпаются силы, чтобы сделать главный выбор? Отдавать свою любовь людям или требовать их любви к себе?

– В чем особенность вашей инсценировки?

– Жанр легенды заставляет выкристаллизовывать романтические образы, как положительных, так и отрицательных персонажей. Обострять ситуации и обстоятельства. К тому же легенды поднимают сложный социальный вопрос: мир для тебя или ты, чтобы улучшить этот мир? Душа должна быть готова к осмыслению таких тем.

– Как происходила адаптация сказок для сцены?

– Легенды в произведении Горького очень лаконичны и сжаты – только идея. Они отданы в уста рассказчицы (Изергиль) и оттого повествовательны. Чтобы придать героям сценический объем и глубину, наполнить их жизнью, мы представили, как могли родиться эти истории, придумали судьбу целому племени. Населили его множеством персонажей, которые могли бы окружать героев. Смоделировали ситуации и причины, которые определили их судьбу. И хотим прожить ее в духе легенды за время спектакля.

В чем его актуальность?

– В произведениях Горького заложен глубокий смысл, характерный не только для одного народа или класса. Здесь поднимаются общечеловеческие темы, которые, как правило, рассматриваются и анализируются многогранно и подробно. Каждое поколение, перечитывая их в разном возрасте, находит множество ответов на свои вопросы.

– Остается вопрос с местом и временем действия – в анонсе сохранилась интрига.

– Они неопределенные (прошлое или будущее?), и такой выбор неслучаен, чтобы придать истории универсальный характер. Исчезает одна цивилизация – рождаются новые люди, но проблемы остаются.

– Премьера «Пламя Данко» непосредственно приурочена к 150-летию со дня рождения Горького?

– Постановка спектакля стала возможной благодаря премии «Перо Жар-птицы». Хочу выразить искреннюю благодарность девелоперу «Столица Нижний» за поддержку нижегородских театров в целом, а компетентному жюри – за выбор нашего проекта и доверие, оказанное мне и театру «Вера». Идея спектакля – моя давняя мечта, которую помог осуществить такой прекрасный конкурс. Выиграли мы его у сильных конкурентов – в честном соревновании. Когда из девяти театральных коллективов выбрали нас, мы долго не могли поверить в такой счастливый финал.

– Почему нужно пойти на спектакль всей семьей?

– Хочется еще раз напомнить перегруженным заботами и работой родителям, что важно иметь общие темы для разговора со своими детьми. В нашем спектакле поднимаются очень серьезные вопросы, и лучше, если разобраться в них поможет близкий и родной человек, а не сверстник, прячущийся за юношеским цинизмом.

Вера Александровна Горшкова, художественный руководитель театра, говорила о том, что наконец-то исполнилась ее мечта – сделать «Легенду о Данко». А что для вас значит это произведение?

– Материал сложный. Можно сказать, это вызов труппе и театру. Жанр у нас заявлен как легенда  в нем сейчас редко кто работает. Необходимо выдержать в постановке накал высокого романтизма, что называется, «играть на разрыв аорты». В 1980-е годы спектакль о Данко шел в Нижегородском ТЮЗе. С тех пор вообще мало кто берется за эту тему, наверное, не желая рисковать. Немного самонадеянно и отчаянно мы взялись за нее, и надеемся, что у нас все получилось.

       – 1 июня театр «Вера» открыл для зрителей обновленный дом. Даже не имея своей площадки, продолжал выпускать премьеры. И никто из актеров не ушел!

– Чтобы театр смог позволить себе поставить такой спектакль, нужна сплоченная, сильная труппа. Мне кажется, пройдя через пять лет испытаний и скитаний, пока мы жили без своего здания, за это время труппа нашего театра настолько сплотилась, что эта постановка стала нам просто необходима. Мы взяли материал, в котором поднимаются не городские, не семейные и не социальные, а общечеловеческие, глубокие темы. Актерам приходится что-то «животное» вытаскивать из себя, чтобы выдержать градус, который задает Горький.

– Елена, кроме того, что вы режиссер, вы еще и автор инсценировки. Расскажите, пожалуйста, о работе над спектаклем.

– Сюжет, я думаю, знаком всем с детства. За основу были взяты две легенды о Ларре и Данко  из рассказа Горького «Старуха Изергиль». Скорее получилась не инсценировка, а пьеса «по мотивам», потому что сами по себе эти легенды имеют очень большой объем – до двух литературных страниц каждая. Чтобы сделать из этого полноценный спектакль, который был бы наполнен яркими образами и их развитием, пришлось придумать целое племя, в котором могли бы родиться эти легенды. Необходимо было смоделировать ситуации, в которых находились наши герои, чтобы совершить такие сильные поступки.

– Какая роль отведена музыке в вашей постановке?

– Я бы даже сказала, что это будет музыкально-пластический спектакль. Музыка, специально написанная нижегородским композитором Марком Булошниковым, играет огромную роль. Большую работу с нашей труппой проделала режиссер по пластике Лидия Николаевна Акинина. Спектакль получился, как мне кажется, очень стильным и эмоционально выдержанным.

– Немаловажную роль в спектакле играет персонаж Ларра. Справились с ним актеры?

– Открою небольшой секрет: когда я впервые прочла пьесу руководителям нашего театра, Вера Александровна спрашивает у Михаила Степановича Горшкова, директора театра: «А ты, кого бы хотел здесь сыграть?» На что он ей ответил однозначно: «Ларра!» Это очень сложная роль. Ее у нас играют два молодых актера. По тому, как она прописана, это роль на вырост. Чтобы раскрыть глубину этого образа, необходимо время. Пока, я думаю, мы идем в верном направлении. Но премьера – это не «финальная точка», а точка отсчета на пути к цели, куда нам всем еще нужно стремиться.

– Что было самым сложным и что самым приятным в работе?

– Могу сказать, что это почти одно и то же. Нас всех воодушевляет то, что мы вернулись в свой родной дом. Но в то же время мы столкнулись со сложностями. Сцена, зал, свет, акустика стали иными, и даже зрительские кресла сейчас другие. Возвращение домой оказалось приятным и сложным. Мы сейчас адаптируемся к нашей площадке, прикипаем, что называется, корни в нее пускаем, – это еще одна творческая задача, добавившаяся к нашему обычному процессу, связанному с постановкой спектакля.

– Вы предполагали в декабре 2017 года, что ваша заявка может выиграть премию «Перо Жар-птицы»?

– Эта было для нас полной неожиданностью. Чтобы противопоставить себя мастодонтам – академическим театрам, мы и мечтать не могли. Премия «Перо Жар-птицы» – это яркое городское событие, на которое мы пошли, просто чтобы принять участие и не остаться в стороне. Не надеялись, тем не менее победили!

Ольга Плаксунова