Для слабовидящих

О театре

Пресса

Хроника первой любви

Ольга Плаксунова, газета "Студия-НН" №50 от 9 декабря 2020

В конце ноября в нижегородских театрах открылся долгожданный театральный сезон. Многие из них успели подготовить за время затянувшегося карантина сразу несколько новых спектаклей, поэтому стартовали показы именно с них. Одной из первых премьер, представленной зрителям 27 ноября в театре «Вера», стала постановка «Капитанской дочки».

Спектакль задумывался художественным руководителем театра – Верой Александровной Горшковой еще семь лет назад как часть большого проекта «Классный театр». В него должны войти постановки по произведениям классиков «из школьной программы», и смотреть их предполагалось всем классом, чтобы по окончании была возможность совместно обсудить увиденное, сравнив впечатления. Однако, после первого из них – «Ревизора» – театр ушел на пять лет в период скитаний по разным площадкам, пока длилась реконструкция здания. Наконец, после того как коллектив вернулся в родной дом, пришло время вернуться к первоначальной идее.

Премьера должна была случиться еще в марте, но этому помешали известные события. Впрочем, и в строгом, разрешенном варианте, с социальной дистанцией и заполненном только на 30% зале, театр был счастлив наконец-то открыться!

В первый торжественный вечер тридцатого театрального сезона было непривычно тихо в обычно шумном зале. Вера Александровна начала его с официальной части, раздав «долги», – вручив благодарственные письма, почетные грамоты и награды актерам, которые те получили за прошедшие месяцы, но ранее не было возможности поздравить их вместе со зрителями.

Режиссер «Капитанской дочки» Владимир Червяков поставил компактный, но многонаселенный спектакль, где актеры, переодеваясь, успевают сыграть по нескольку ролей. В оформлении, состоящем из дощатых помостов и заборов, внимательный зритель узнает декорации из «Ревизора» – единое стилевое пространство было задумано для всех постановок этого проекта художником Андреем Михайловым, к сожалению, ушедшем от нас задолго до премьеры. Другой важной деталью на сцене стали сани – символичный образ бескрайних российских дорог и выбора своего пути, заметаемого мистическим снегом, который предстоит сделать каждому персонажу. Композитор Владимир Зырянов сочинил музыку, стилизованную под народные мотивы, текстами которых стали эпиграфы к главам повести.

Автор инсценировки – писатель Борис Вахтин точно следовал сюжетным линиям произведения, но немного изменил ее структуру и форму: с последовательной, ностальгически-эпистолярной, на сюжетно закольцованную, детективную. Акцент пьесы сместился с находящейся на поверхности мелодрамы в сторону расследования причин и последствий народного бунта.

Сцена, с которой начинается действие – допрос офицера Петра Гринева (Денис Зиненко), обвиняемого в государственной измене – сотрудничестве с Пугачевым, где дознание ведет переодетая в мужской костюм императрица, повторится ближе к финалу спектакля. Но разобраться в том, как благородный дворянин познакомился с самозванцем, зрителям предлагает автор – наблюдатель и хроникер, которого вдумчиво сыграл Владимир Джумок. Немым свидетелем он, перевоплощаясь в разных персонажей, следует за Гриневым от начала до конца, разматывая незримую нить запутанной цепи событий. А видео на заднем плане, помогает зрителям восстановить историю.

Сюжет «Капитанской дочки», если отбросить всю сентиментальную подоплеку, напоминает сказку: глава семейства отправляет подросшего наследника в дальнюю дорогу, в конце которой юноша попадет в крепость, где он найдет свою судьбу и любовь, как главную награду, преодолев препятствия и победив главного врага – Швабрина (Андрей Хозяев).

Пушкин оставил нам «повесть взросления» и «воспитанья чувств», в которой сильными личностями становятся в мгновенье, оказавшись в центре трагических событий. В меньшей степени это касается безвольной Маши (Полина Майорова), главным поступком которой стала встреча с императрицей. Впрочем, молодым актерам еще предстоит наполнить эмоциями свои роли.

Увидеть премьеру зрители смогут уже в 2021 году. А в ноябре театр планирует отпраздновать 30-летие, и, будем надеяться, им ничего не помешает осуществить задуманное!

p. s. (непоместившиеся строки) Пушкин намеренно облек исторические события, о которых предпочитало не вспоминать правящее семейство, в романтическое произведение, чтобы уйти от цензуры. В наше время театру предстояло решить иную задачу: по-новому рассказать хрестоматийную историю о первой любви на фоне Пугачевского бунта, заинтересовав этими событиями современного зрителя.

В постановке есть и актуальный «гендерный» конфликт. На судьбу Петра повлияли несколько пар героев, в которых постоянно меняются роли лидера. Сначала это строгий отец с мягкой матерью (Сергей Голышев и Галина Быкова), затем беззаботный капитан Миронов и его жена, волевая Василиса Егоровна (Владимир Ганин и Наталья Петенева), и, наконец, соперники: «стальная» Екатерина Вторая и барствующий Емельян Пугачев (Елена Лопухинская и Вадим Пьянов), причем, каждый из последних пришел к власти нечестным путем. Суетливый слуга Савельич (Сергей Иордан) и робкий Иван Игнатьевич (Андрей Логинов) – образы настоящих российских людей, смекалистых и с виду робких, но смелых, когда приходит беда. Назидательно, но очень обаятельно, показан гусар Зурин (Дмитрий Суханов) – образ гуляки-офицера, каким мог стать Гринев, не отправь его батюшка в дальние края.

Заключительные слова о «русском бунте – бессмысленном и беспощадном» горько звучат в финале постановки, словно урок потомкам. Но история ничему не учит, и уже следующее поколение (потомков «Гриневых») будет защищать отечество, а после выйдет на Сенатскую площадь.

Ольга Плаксунова