Для слабовидящих

О театре

Пресса

Эволюция одного счастливого актера: Дмитрий Суханов

Анастасия Разгуляева, журнал "Страстной бульвар, 10"  № 10-210\2018

Дмитрий Суханов уже более 10 лет ведущий актер нижегородского детского театра «Вера». Это театр авторский, созданный Верой Александровной Горшковой 40 лет назад, и актерский состав там тоже авторский, отобранный с особой любовью. Каждый актер уникален и универсален, ведь в детском театре, который говорит с детьми и о самых простых, и о самых сложных вещах, невозможно быть актером одного амплуа.

А пришел он к «Вере» не сразу. Сначала окончил Екатеринбургский государственный театральный институт, и целое десятилетие успешно служил в Кемеровском молодежном «Театре на Весенней». Потом словно сорвался в поиски себя и своего места, ломая границы своего амплуа, проверяя свою актерскую природу и талант на прочность. Служил в Кемеровском театре кукол имени Гайдара, вокалистом-солистом в Кузбасском музыкальном театре, потом с семьей приехал в Нижний Новгород. Два года играл в театре драмы имени Горького, на месяц заглянул в театр комедии и остался в театре «Вера».

Один из постоянных режиссеров «Веры» Александр Ряписов сказал о Дмитрии Суханове: «Он мой Заяц, Принц и Лещ», приблизительно очертив тем самым его ролевой диапазон. А если учесть при этом, что Лещ - это не сказочная рыба, а персонаж горьковских «Последних», недавней премьеры театра, полярность творческих задач поражает.

Природа наградила актера Дмитрия Суханова щедро: внешность настоящего Принца из детских сказок позволяет ему уже второе десятилетие быть бессменным главным героем «Золушки», Грэем в «Алых парусах»д'Артаньяном в одноименном спектакле, Флоризелем в шекспировской «Зимней сказке». Именно его лицо - открытое, улыбчивое, с большими голубыми глазами и светлыми волнистыми волосами - становится первым романтическим образом, вторгающимся в девичьи мечты юных зрительниц «Веры». Таким же светлым, но гораздо более близким детям - хотя бы по возрасту - персонажем становится Дениска в «Денискиных рассказах» В. Драгунского. Режиссер Елена Лопухинская и Дмитрий Суханов придумали своего мальчика-фантазера: он так же любит проказы, как и все мальчишки на свете, умеет мечтать и воплощать в жизнь свои самые невероятные идеи. А Суханов в этой роли возвращается в детство и «вытаскивает»из подсознания всю мальчишескую психофизику - порывистые движения, вытаращенные от честности глаза, неловкие жесты «великого конспиратора», привычку то и дело ерошить волосы и даже детское умение стихи Александра нашего Пушкина прочитать как список продуктов в супермаркет. И задорные вихры надо лбом торчат очень убедительно.

Дениска - не единственный мальчик в «арсенале» Дмитрия Суханова. Есть в репертуаре театра «Вера» непростой спектакль «Дети Медеи», где на материале греческого мифа шведские драматурги С. Остен и П. Лисандер, а также режиссер Вера Горшкова ведут с детьми разговор о разводе родителей. Они верят, что дети любого возраста (а героям спектакля Ясону и Медее 5 и 9 лет) способны размышлять о самых сложных проблемах и принимать свое, взвешенное решение. Ясон Дмитрия Суханова - ребенок, на глазах которого рушится его маленькая вселенная. И он упрямо, дотошно ищет ответы на вопросы, которых не было еще вчера. «Что значит - расставаться?» - как понять это в пять лет? Новый мир раскололся на две половины, где взрослая часть существует в пространстве жестокой древнегреческой трагедии и высокого стиха, а детская - в пространстве современной квартиры и обыденной речи. Растерянность, оцепенение постепенно сменяются поисками решения. Если родители не могут найти выход из ситуации, то его найдут они, дети: проигрывая возможные варианты со своими игрушками и друг с другом, споря и мечтая. Здесь не до сюсюканья, и Суханов играет Ясона серьезно, подробно выстраивая детский образ с помощью характерных деталей, жестов, неловкой, несформировавшейся походки, испуганного вжимания головы в плечи. В древнегреческом мифе нет места детям, и Медея их ритуально убивает. В современном мире мудрые дети дают взрослым силы жить дальше.

Интересно наблюдать за актером в тех ролях, в которых он не является заложником внешности. Напротив, некоторых персонажей он играет так, что о внешности зрители думают в последнюю очередь. Это, например, уже упомянутый Лещ. В исполнении Дмитрия Суханова подлая натура персонажа раскрывается не сразу. На первый взгляд это маленький аккуратный человечек, негромкий, вкрадчивый, весь какой-то невидный, себе на уме. Его движения быстры, но экономны, и говорит он так же: споро, тихим сипловатым тенорком. Однако с первой же сцены зрители способны почувствовать, что Лещ - личность скользкая, с двойным дном. И постепенно понимают, что этот тип, пожалуй, опаснее явного негодяя Александра. Он творит свои подлости исподтишка, заметая следы - так же, как, планомерно убивая Якова, брезгливо протирает руки спиртом.

В спектакле «Дикий» по мотивам сказки Х.К. Андерсена «Гадкий утенок», который в прошлом году поставил опять-таки Александр Ряписов, Дмитрий Суханов играет Индюка. Здесь важнейшей характеристикой «генерала птичьего двора» становятся его движения: горделивая, почти военная выправка, важная, но нервная походка, потряхивание ярко-красными гребешками - признаками индюшачьего отличия. «Царапающий», чуть кудахчущий голос, резкие угрожающие выпады, которых так боится маленький Гадкий утенок, позволили актеру создать образ одновременно характерный, передающий чисто внешние, птичьи повадки, и в то же время обобщить свойства характера до общечеловеческих - мало ли среди людей таких же чванливых и жестокосердных чинуш.

Пожалуй, Дмитрий Суханов счастливый актер. Кем он только ни был - и добрым, и злым, и хорошим, и плохим, и ребенком, и стариком. Сегодня он пошляк и стукач лейтенант Федоровский в спектакле «Соловьиная ночь». Завтра - пьяница и романтик почтмейстер Шпекин в «Ревизоре». День за днем следят за его превращениями самые пристрастные и самые искренние зрители - дети и подростки. И каждый день они ставят ему высший для актера балл - овации!

Анастасия Разгуляева, журнал "Страстной бульвар, 10"  № 10-210\2018