Для слабовидящих

О театре

Пресса

Елена Лопухинская и все её Дениски

Юлия Кубарева, журнал "Вы и Ваш ребенок", март 2014

Второй сезон на театральных подмостках Нижнего идёт спектакль «Денискины рассказы» по творчеству Драгунского. Режиссёр театра «Вера» Елена Лопухинская поведала нашему журналу о создании этого спектакля и о том, как воспитать свободного ребёнка, впитывающего жизнь со всем её содержимым 

- Елена, если вот вам вспомнить себя в возрасте Дениски... какой вы были?
 
- Я, наверное, характером совсем не была похожа на Дениску - слишком спокойная... Обожала научно-популярные фильмы и передачи: «Очевидное — невероятное». «Клуб кинопутешественников», кинозарисовки под классическую музыку. Правда, наш папа - очень активный товарищ - не давал много времени просиживать у телевизора. Говорил: «Нечего чужие жизни смотреть - надо свою строить». А мы жили на комсомольской стройке в тайге, и, когда меня выгоняли, я залезала в какой-нибудь котлован, доставала глину и лепила... часами сидела среди всей этой красной глины. Вообще я по натуре такой «упорный» прикладник, вечно могла что-то мастерить или рисовать... Помню, как-то испачкала дома все возможные колющие и режущие предметы в гудроне - приволокла со стройки огромный кусок гудрона и пыталась вырезать из него скульптуру кухонным ножом. А ножи только втыкались и застревали... 

- Как я понимаю, в создании спектакля принимала участие вся семья. Ваши мальчишки. А папа, актёр Дмитрий... был за Дениску. 
- Как-то само собой складывалось, что они стали частью создания образов. Мы на них проверяли шутки, ситуации... Смотрели, в какие моменты были самые яркие реакции, на что именно и как они обращают внимание в рассказах. Данила и Витя с папой садились в палатку и читали вслух, а мама в это время ходила кругами вокруг палатки и подслушивала. Старший (ему 13 лет), он много «дениски» прочитал, а младший (11 лет) как-то быстро потерял интерес. Они у нас совсем разные по темпераменту. Старший больше склонен к рассудительности и мечтательности, он романтик с самого детства. Младший - совершенный непоседа, да ещё с заявкой на лидерство. 

- Они напоминают героев Драгунского? 
- Ага. Такие же разные. Младший больше на Мишку похож, такой же бесшабашный... Сначала сделает, а потом будет всех вокруг принуждать отвечать за всё, что он натворил. А старшего я бы скорее с Алёнкой сравнила... Он созерцательный, с ним можно порассуждать, пофилософствовать. Хотя у них есть один любимый фильм на двоих - они четыре раза пересматривали - «Форрест Гамп». А в остальном... Младший обожает «стрелялки», старший любит мелодрамы или фильмы про человеческие отношения: старые и современные. Сейчас он читает «Игрока» Достоевского - скачал из интернета. Говорит: «Такая книга, мам! Но боюсь, что она скоро закончится». 

- А для кого вы решили поставить «Денискины рассказы»? Это ведь истории другого поколения, 30 - 40-летних, - это наши шутки и наши нелепицы и выдумки, сейчас совсем другое вызывает смех... или нет? 
- Мы долго присматривались к материалу. Над самой пьесой пришлось много поработать, чтоб адаптировать не только для детей, но и для сегодняшнего взрослого зрителя. Пришлось редактировать, придумывая этот логичный код обратной связи, чтобы актёры принципиально не играли детей. Чтобы было понятно, почему сейчас на площадке взрослые и почему они во всё это играют. Хотелось найти ту тонкую грань, соединяя и детское и взрослое сознание. Я очень люблю во время спектакля выходить в зал и смотреть, как мама с ребёнком сидят в обнимку и вместе смеются. И от этого так хорошо становится! Потому что сегодня мы вот так редко садимся рядом с ребёнком, чтобы что-то вместе посмотреть. Например, когда наш старший сын включает какие-то рэп-баллады... я иногда захожу. И вот как-то вслушалась и на каких-то словах не удержалась и заплакала. На что он мне сказал: «Мам, я тебя так люблю!» Редко когда случаются такие объединяющие эмоции - цените это! Ведь у нас в спектакле много «познавательного» и для родителей, когда важно вспомнить себя детьми. 
В этом наша сила - суметь вернуться в детство и посмотреть на всё с их точки зрения. Об этом и наш спектакль. 

- Какие взрослые вырастут из тех детей, прочитавших Драгунского? 
- Думаю, что хорошие... Драгунский ничему не учит детей, тем он и ценен. 
Он просто говорит о ребёнке как о личности, впитывающей этот мир и имеющей на всё свою точку зрения. Как бы появляется такой образ - «ребёнок впитывающий». Когда Драгунский писал своего Дениску, он мечтал, чтобы дети были свободными. Ни как плацдармы для педагогики, а личности, способные оценивать. Моему, например, всего два года было... а он уже такие вопросы задавал! 
- Мама, а Землю построили, или она выросла, как цветок? 
- Наверное, выросла, - говорю. 
- Ну, значит, мы на ней как муравьи, да? 
И попробуйте вот не посчитаться с таким мнением! 

Волшебная анкета Елены Лопухинской 
- Верите ли вы в чудеса?
 
- Да. Кругом одни чудеса: когда люди встречаются, когда у них рождаются дети. Чудеса мы делаем сами. 
- А с каким сказочным персонажем вы ассоциировали себя в детстве? 
- Знаете, я всегда была Зоей Космодемьянской! Мёрзну, но ни за что варежки не надену! 
- Случалось ли вам ходить туда, не знаем куда, и находить то, не знаем что? 
- Постоянно. Я и в театр случайно зашла... после физико-математической школы. 
- Выберите: волшебная палочка, золотая рыбка или цветик-семицветик? 
- У кого там меньше желаний? Это так затягивает... 
- Если бы вас попросили сочинить сказку, о чём бы она была? 
- О том, что дорогу к дому можно только добрым сердцем отыскать. 

Беседовала Юлия Кубарева 

Рецензия 
«ОН ЖИВОЙ И СВЕТИТСЯ...»
 
Помните, как «Тайное становится явным...»? В спектакле Елены Лопухинской встречаются повзрослевшие герои историй Драгунского, уже мамы и папы: Дениска, Костик и Алёнка. Идут они с родительского собрания и делятся рассказами из жизни уже своих детей, непосед, выдумщиков и хулиганов. Ругаются, спорят... Но разве они были не такими?... И неожиданно для самих себя начинают друг другу напоминать, какими они были выдумщиками и балбесами... и как здорово тогда было, без мобильников и соцсетей... когда можно было высказать свое «фи», прямо свесившись с балкона! И что тут началось! Наши повзрослевшие балбесы снова стали детьми. Они стали наперебой рассказывать друг другу, как Дениска варил с воображаемым Кощеем манную кашу и как эта каша случайно свалилась на голову неудачливого прохожего, напрочь испортив ему будущий фотопортрет! Про издевательства над несчастной курицей, мечтавшей уже попасть в бульон... и, конечно, про папу Васиного, который «силён в математике». 
Умеет же Драгунский так искренне чувствовать детей! Попадая в комические житейские ситуации, его герои познают простые человеческие истины и говорят то, что чувствуют. Игра актёров настолько искренняя, настолько проникающая в сознание, что они ведут за собой: ты готов пойти на сцену и помочь папе-Дениске подстригать волоски на курице или посоветовать лучшую причину опоздания для учительницы. Поэтому, глядя на них, повзрослевших Дениску, Костика и Алёнку, понимаешь, что детство никуда не уходит, что оно, как всё самое лучшее, навсегда остаётся с нами, что сменятся года, века, но каждый из нас сможет вдруг остановиться, открыть маленькую коробочку и, увидев светлячка, сказать: «Он живой и светится...» 
Вы и Ваш ребенок