Для слабовидящих

О театре

Пресса

Двадцать лет спустя

Ольга Плаксунова, газета "Патриоты Нижнего" №3 (260) от 30 января 2019 года

Нижегородская культурная жизнь в конце января ознаменовалась премьерой спектакля «Понедельник после чуда» (16+) в театре «Вера». Поставлен он по одноименной пьесе американского писателя Уильяма Гибсона, продолжившей рассказ о жизни слепоглухой девочки и ее воспитательницы спустя 20 лет после событий, описанных в первой части дилогии – более известном произведении «Сотворившая чудо».

Повзрослевшая Хелен и Анни, научившая ее читать, писать и даже говорить, ведут тихую жизнь в небольшом доме. Но скоро аскетичному «девичьему монастырю» придет конец, ведь на пороге появился молодой мужчина – Джон Мейси (Дмитрий Суханов) в поисках работы, но ведомый благородным желанием – редактировать тексты Хелен для публикации их в журнале. Кроме того, он одержим идеями Маркса и настойчиво пытается обратить их в свою веру в коммунизм. Амбициозный, уверенный в себе и своих убеждениях, он хочет сначала сделать «революцию» в этом доме, а потом уж поразить и изменить мир своими произведениями.

Весь день Хелен (Мария Митрофанова) заполнен учебой и творческим делом – она пишет мемуары, отпечатывая ее на специальной машинке со шрифтом Брайля (для слепых). Ну а Анни (Наталья Петенева) взвалила на себя всю домашнюю работу, став прислугой, наставницей, помощницей, заменила ей мать и семью, от консервативного влияния которой они когда-то уехали. Хоть и не родственницы по крови, они стали близки, как две сестры, но их притяжение намного сильней.

Вначале они с трудом принимают присутствие шумного Джона, но постепенно обе влюбились в него. Проблемы стали нарастать, ведь третий – всегда лишний, но без него (или нее) не будет семьи ни в одном из вариантов. Но и вместе им не суждено прожить «долго и счастливо»: рядом с сильными женщинами слишком трудно человеку с зависимостями и мягким характером.

Режиссер спектакля Владимир Червяков так объясняет замысел постановки: «Одно дело совершить какой-то подвиг – чудо и совсем другое – потом жить с этим 20 лет. Все равно что-то в жизни происходит, меняется». Время действия он перенес из Америки начала ХХ века в середину 1950-х, и теперь все персонажи одеты в современные костюмы, максимально приближенные к нам. Вероятно, чтобы внешнее не отвлекало от главного, пригласил зрителя поразмышлять не о далеком прошлом, а о наших вневременных проблемах.

Миф о Галатее – ожившей статуе, созданной скульптором Пигмалионом, – отчасти воплотился в этом сюжете. Ревнивая учительница Анни желает видеть в подопечной идеал, не допускает ошибок и не дает послаблений в режиме дня. Желая реализовать свои несбывшиеся мечты в Хелен, сама создает неизбежные конфликты, особенно в тот момент, когда девушка влюбилась в Пита (Владимир Джумок) – коллегу Джона. Ангел-хранитель, Анни подчас переходит границы и превращается в жестокого цепного Цербера – чудовище, что заперло ученицу (и себя) в добровольной тюрьме.

Но и Хелен «двулика». Жизнь, что она прожила, ее инвалидность и зависимость от окружающих, необходимость в постоянной заботе о ней сформировали в ее характере эгоистичность, категоричную требовательность к окружающим и иждивенчество. Ей сложно принять, что кто-то другой будет более значим для Анни, чем она. А потом ей захочется занять ее место в этом сложном треугольнике…

Созвучно главной теме конфликта оформлена сцена (художник спектакля Андрей Михайлов): протянутые через все пространство белые резиновые ленты, символ решетки, что не дают героиням вырваться и – как связующие их отношения – могут притянуть или больно щелкнуть оппонента. Начавшись как мелодрама с элементами комедии, драматизм спектакля нарастает к финалу, став трагедией сильной личности – Анни. Ведь чудо – это и она, сделавшая прорыв в социальной педагогике.

Герои этой истории имели реальные прототипы – сюжет пьесы Гибсона основан на главных моментах жизни Энн Салливан и Хелен Келлер. На экране зритель видит между сценами их фотографии, а в эпилоге создатели спектакля знакомят с финалом их судеб, сопровождая энциклопедические строчки пронзительной украинской песней «Щедрик».

Жизнь, в которой Хелен стала «миссионером» и нашла свое призвание – рассказывать в публичных выступлениях по всему миру о людях с ограниченными возможностями, – трогает не меньше, чем талантливо сыгранная и поставленная история одной несчастной семьи. В финале было трудно сдержать эмоции, вытирая слезы. При этом со спектакля выходишь с ощущением прикосновения к чему-то светлому. Очищающий эффект театра – это ли не чудо?

Ольга Плаксунова, газета "Патриоты Нижнего"