Для слабовидящих

О театре

Пресса

Дмитрий Суханов: «Я рисую роли»

Интервью с артистом. Анастасия Жукова, "Патриоты Нижнего" №6 (213) 14 февраля 2018

Ко Дню святого Валентина «Патриоты Нижнего» решили сделать интервью с актером театра «Вера» Дмитрием Сухановым. В его творческой копилке много романтичных героев: Принц в «Золушке», капитан Грэй в «Алых парусах», принц Флоризель в «Зимней сказке», д’Артаньян в одноименной постановке. Да и сам Дмитрий – настоящий романтик и патриот своего дела.

– Дмитрий, диапазон ваших ролей широк. Вы и герой-любовник, и герой-злодей, интриган… Что все-таки вам ближе?

– Главное условие – чтобы герой менялся от начала к финалу, чтобы у него что-то происходило внутри. Пусть он будет хоть злодей, хоть любовник. Сегодня ты один, завтра другой: поэтому я обожаю выходить на сцену.

– Не нашла в Интернете вашей биографии. Знаю только, что в Нижний Новгород вы приехали в 2004 году. Где служили до этого?

– Я из Кемерова. Окончил Екатеринбургский государственный театральный институт и вернулся в театр драмы для детей и молодежи, где проработал десять лет. Потом служил год в театре кукол имени Гайдара, затем два года вокалистом-солистом в Кузбасском музыкальном театре, потом уже мы с супругой приехали в Нижний Новгород. Два года я проработал в театре драмы имени Горького, с 2007 года служу в театре «Вера».

– Вам важно работать в театре для детей? Выходить к детям?

– Я зрителей не делю на детей и взрослых. Как говорил мой первый педагог: для детей надо играть так же, как для взрослых, но еще лучше, еще честнее. Ребенок все видит. Если ему скучно, он просто потеряет интерес.

– Не могу не отметить вас в спектакле «Последние» Александра Ряписова. Вы невероятно органичны в образе мужа Надежды, Леща. Очень тонко подмечены все нюансы характера героя, не возникает сомнений в мотивации его поступков… Расскажите, как проходила работа над этой ролью?

– Я всегда стараюсь по максимуму брать от автора пьесы и от режиссера, а также привносить в роль что-то свое. Александр Ряписов очень сильно мне помог. Он подсказал речевую характеристику персонажа.

– Что сами внесли?

– Я много материала перелопатил, искал черты времени, в котором жил мой герой. Я предложил режиссеру включить в постановку песню Николая Северского «Хочу быть дерзким, хочу быть смелым», и он сказал: «Закрепляем».

– Чем вас заинтересовал этот персонаж? Было какое-то сопротивление к роли?

– Я не очень хорошо к нему отношусь. Это же отвратительный, циничный человек. Я даже лейтенанта Федоровского из «Соловьиной ночи» больше понимаю.

– Какие ваши роли в театре считаете знаковыми? Какие из них помогли вам вырасти в профессиональном плане? Какие стали образующими?

– Думаю, это лейтенант Федоровский из «Соловьиной рощи», Лещ из «Последних», принц Флоризель в «Зимней сказке», Дениска из «Денискиных рассказов», Васька из «Салюта динозаврам», Заяц из «По зеленым холмам океана». В последнем спектакле я на трубе играю. В детстве я играл в духовом оркестре, специально для роли вспомнил несколько мелодий. Я стараюсь, чтобы все роли были разными. Как говорил главный режиссер «Театра на Весенней» (театр для детей и молодежи в Кемерове) Сергей Внуков, чем больше у актера штампов, тем лучше. Их должно быть не один-два, а 252 или даже больше. Имея их в арсенале, ты начинаешь рисовать, как художник. Подмечать нюансы, отражать их с помощью психофизического аппарата.

– Вы сказали, что научились играть на трубе для спектакля. Чему еще вам приходилось учиться ради роли?

– В спектакле «Дикий» я исполняю роль мерзкого индюка. Он играет на концертино. Этот музыкальный инструмент был единственным в Нижнем Новгороде, насколько я знаю. Я нашел в Интернете уроки, освоил несколько мелодий. В «Салюте динозаврам» я играл на ударной установке. В «Соловьиной ночи» на гитаре играю. Вообще с музыкальными инструментами я очень люблю на сцене взаимодействовать.

– Как я понимаю, гитара – ваша спутница по жизни.

– Да, на гитаре я неплохо играю, хоть и самоучка, и уже давно.

– Мальчишек своих, сыновей, тоже заразили этим?

– Да, они играют на гитаре. А еще у нас дома три акустические гитары, электрогитара, банджо, балалайка, губная гармошка, концертино, дудук.

– Как должны, по вашему мнению, выстраиваться отношения «актер–режиссер»? Режиссер должен быть авторитарным или демократичным?

– Меня так научили и четверть века на сцене меня убедили в том, что театр – это добровольная диктатура. Актер должен подчинить волю своему театру и режиссеру. При этом театр предполагает совместное творчество. Я стараюсь сделать то, что требует режиссер, и привнести что-то свое.

– Насколько я знаю, еще одна ваша любовь кроме драматического театра – поэзия. Вы выступаете с чтецкими программами…

– Да, ко мне это пришло вместе с актерством. В вузе меня хвалили, у меня это действительно получалось, и мне это стало нравиться. У меня очень много литературных программ. Я читаю «Василия Теркина» Твардовского, «Мцыри» Лермонтова, произведения Гумилева, Блока, Пушкина, Есенина. Не так давно начал сотрудничать с Нижегородским русским народным оркестром: у нас существует несколько абонементов. Также меня пригласили в постановку Нижегородского камерного музыкального театра имени В. Степанова «Дубровский». Кроме того, много читаю литературных программ для молодежи. Приятно, что сегодня поэзия находит отклик у юных. Бывает, после концертов подходят девчонки, мальчишки, иногда даже со слезами на глазах, и говорят: «Спасибо. Наконец-то я услышал поэзию, понял ее».

– Расскажите немного про ваш семейный и творческий союз с Еленой Лопухинской. Прекращаются ли разговоры о театре дома?

– Нет. Ты приходишь из театра, но работа на этом не заканчивается. Начинаются те же обсуждения. Актер не может прийти домой и отключиться. Ты постоянно как губка впитываешь, что видишь, стараешься держать себя в форме. Иногда дети даже не выдерживают наших разговоров и уходят к себе в комнату.

– Вы вместе почти двадцать лет. Как все начиналось?

– Мы вместе работали в театре драмы для детей и молодежи в Кемерове, играли там героя и героиню. Расписались не в торжественной обстановке. Вернулись с гастролей по Белоруссии, забежали в загс и уехали на фестиваль в Иркутск. Так на протяжении почти двадцати лет не расстаемся: в театр – вместе, в отпуск – вместе.

– Совсем скоро театр «Вера» обретет свой дом. Ждете этого дня?

– Очень! Труппа устала без родной сцены. В своем доме мы будем чувствовать себя хозяевами, нам больше не придется скитаться. Чем ближе это грандиозное событие, тем громче трепет в нас. Кстати, художественный руководитель Вера Александровна Горшкова, когда мы с супругой пришли устраиваться в «Веру», боялась, что театр станет для нас перевалочным пунктом. Но театр стал для нас родным, в итоге мы здесь служим уже десятый сезон. Каждый сезон в нем открывает для меня новые роли, новые перспективы и новые надежды.

Анастасия ЖУКОВА

Патриоты Нижнего