Для слабовидящих

О театре

Пресса

"Дикий" - яркая премьера в нижегородском театре

Ольга Плаксунова, газета "Нижегородские новости" от 19 октября 2016 

«Дикий»: яркая премьера от бездомной «Веры»

17 октября детский театр «Вера» принимал многочисленные поздравления с 25-летием. В связи с этим стоит напомнить о недавней, последней премьере театра - очень интересном спектакле в постановке Александра Ряписова. С каждым показом премьерная постановка становится всё лучше. Раз в месяц у каждого есть возможность прийти в усадьбу Рукавишниковых, чтобы открыть для себя заново прекрасный и жестокий мир знакомой сказки, рассказанной совершенно иначе (пьеса В. Синакевича написана по мотивам андерсеновского «Гадкого утенка»).

Драмбалет с элементами клоунады

На паркете большого зала музея, где разделение на сцену и зрителей всего лишь условность, в прологе, разворачивается история любви прекрасных белых лебедей, решенная в современном пластическом танце. Нежная музыка Марка Булошникова завораживает зрителей с самого начала представления. Красивые балетные движения (постановка пластики Артура Зимина) и эмоции понятны без слов. Романтическая встреча влюбленных в точности повторится в финале, символично заключив в кольцо суть жизни, с одними и теми же трудными вопросами: поиском себя, настоящих друзей и собственного предназначения.

Так случилось, что оставленное лебединое яйцо случайно попало к утке. Крупнее своих «родственников», нескладный и уродливый (на взгляд птичьего двора), смешной «утёнок» Карл вылупился на свет, чтобы, вообще-то, дарить радость. Но он вызывает лишь презрение окружающих и стыд Утки-мамы (Елена Лопухинская). Пронзительная боль и трогательная любовь матери к «особому» ребенку заставляли сжиматься сердце. И на контрасте - от улыбки до слез - проходит весь спектакль.

Характер Карла (в исполнении Олега Юлова) меняется в развитии событий, и это глубокая лирико-драматическая роль. От идиотической улыбки простака до трагедии диссидента Карл проходит путь взросления и одиночества, но становится Личностью. Нелепый внешний облик в начале: с мужской бородой и подростковой угловатостью, но, при этом с дамской золотой сумочкой на цепочке - усиливает комичность, особенно, на фоне сестер - милых женственных утят.

Декорации на сцене практически отсутствуют, если не считать пары ширм и занавеса на веревке между ними. При минимуме финансовых средств «бездомного» театра «Вера» художник спектакля Андрей Михайлов, тем не менее, в деталях «рассказывает» о персонажах сказки даже больше, чем заложено автором в диалогах. Взрослые утки и гуси в строгих костюмах серо-коричневого цвета, чтобы быть «как все». Утята в бело-жёлтых платьях и беретках. Вот импозантный Петух (Константин Еремеев) с пестрым гаремом куриц в вечерних платьях и перьях. Всё визуально продумано до мелочей: даже общая цветовая гамма спектакля (белый, золотой, голубой) удачно вписывается в старинный интерьер музея.

Рожденный летать - ползать не может!

Первые уроки, правила приличного поведения, необходимость походить на домашних сородичей - всё дается Карлу с трудом. «Да он какой-то ДИКИЙ!»,- повторяют обитатели приземленного общества. Выход в свет утиного семейства оборачивается конфузом и скандалом - одна из самых ярких сцен спектакля! Во имя всеобщего спокойствия Карлу придётся покинуть дом, скрываться в светлое время дня, за плотиной, и лишь ночами, когда его никто не видит, в одиночестве плавать и даже (о, ужас) летать! И только мудрый Заяц (Андрей Логинов) стал его единственным другом и собеседником.

До встречи с прилетевшим лебедем Кларой (Анна Королькова) несчастный Карл стыдился себя, перегруженный комплексами, считал недостойным даже показаться кому-либо на глаза. Так узнаваем в этой сцене мир наших инвалидов, как в добровольном заключении, замыкающихся в своих квартирах. И только любовь равной, сильной и свободной птицы, спасла нашего героя!

Эзоповым языком

Птичий бомонд богат на характеры и узнаваемые параллели с человеческими образами. Порой кажется, что это персонажи картин фламандских мастеров, активно пользовавшихся орнитологическим символизмом. Пафосная напыщенность выхода «королевы» Испанки (Натальи Илюхиной) в сопровождении фаворита Индюка (Дмитрия Суханова), в шотландском килте и с маленькой гармошкой (концертиной) в руках произвела фурор! Завуалированный умный юмор «между строк», решенный в жанре басни, доводит взрослую аудиторию до хохота. Не бывает маленьких ролей - еще раз доказали все занятые в премьере актеры!

С невозмутимым выражением лица Дмитрий Суханов исполнял комические куплеты на мотивчик из советского прошлого. О чем-то забытом и вернувшемся вновь напоминает этот спектакль: когда слова правды о сомнительности административной власти приводят к ссылке, или о том, что мы не разучились понимать аллегории, заключенные в сюжет старой сказки, переписанной современным языком.

Ольга ПЛАКСУНОВА.

Текст статьи на сайте газеты