Для слабовидящих

О театре

Пресса

«Быть или не быть?»: в театре «Вера» поставили пьесу по ранней версии «Гамлета»

Ольга Севрюгина, газета "Нижегородская правда" от 15 января 2020 

Не каждый театр решается поставить самую знаменитую пьесу в мире – «Гамлета». А нижегородский театр «Вера» не только не испугался сложностей, но и осмелился на удивительный эксперимент. Для постановки он взял не классический вариант текста, а таинственное «Первое кварто» – ранний вариант знаменитой трагедии, позволивший взглянуть на её героев по-новому.  

Не бедный Йорик

«Трагическая история Гамлета, принца датского», изданная за несколько лет до классического варианта пьесы, до недавнего времени не существовала в русском переводе. Российским читателям её открыл поэт, переводчик, композитор и учёный Андрей Корчевский, который приехал на премьеру спектакля из Америки, где живёт много лет. И вот теперь его можно увидеть на сцене в постановке режиссёра Владимира Червякова, соединившего все элементы спектакля от сценографии до музыки в идеальный для восприятия кубик Рубика. Каждый его собирает по-своему, но результат радует глаз чистотой и яркостью граней. Действие разворачивается под взглядом гигантской скульптуры короля Гамлета-старшего. Суровый, облачённый в доспехи, он чем-то напоминает пушкинского Каменного гостя. Кажется, что вот-вот он сойдёт со своего постамента и накажет за предательство. А вот призрак его в исполнении Вадима Пьянова гораздо более человечный. Быть может, впервые за историю постановок «Гамлета» призрак требует не только мести, но и снисхождения. И понимаешь, что король и вправду любил свою жену, доставшуюся брату! Очень красива сценография спектакля. Свет и мобильные лёгкие трансформирующиеся конструкции позволяют почти мгновенно менять место действия. А столь излюбленный театром приём с декорациями из верёвок великолепно передаёт атмосферу паутины – ловушки, из которой героям нет спасения. Блестяще решена сцена с могильщиком. Раскопанная могила превращается в могильный холм всего за несколько мгновений! Великолепен и могильщик. Эту роль виртуозно исполнил Владимир Ганин. В своём монологе он раскрыл философскую глубину Шекспира, выверив эффект от каждого слова, каждого жеста, каждой паузы.

Королевская битва

Впечатляют костюмы героев. Близкие к историческим, выполненные в благородных охристо-золотистых тонах, сдержанные и в то же время элегантные, они придутся по нраву всем любителям классических постановок. И в каждом из них зашифрован характер и судьба персонажа. Облачённый в золотую парчу король поистине повелитель, который вершит судьбы, повинуясь лишь своей прихоти. И лишь страшнее и глубже выглядит покаяние короля у скульптуры брата – Дмитрий Суханов очень эффектно показал своего героя. Вопреки тексту он точно бы не проиграл в сравнении с братом. В итоге не возникает сомнений, почему королева радостно побежала с ним под венец! Символично и алое платье королевы – Анастасии Дудоладовой. А жесты её тонких пальцев иногда говорят даже больше, чем слова. Выбиваются из общей картины наряды Россенкрафта и Гильдерстоуна, однокурсников Гамлета, ярких и нелепых, как попугаи. Впрочем, их судьбы столь же нелепы, как их костюмы. На грани приличий играет безумие своей героини Офелии Дарья Фёдорова. Её трогательный венок из полевых цветов усиливает ужас от происходящего. И все эти метаморфозы с героями происходят под величественную, стилизованную под средневековую музыку, которая погружает в далёкую эпоху, отражённую ещё и в танцах.

Принцип принца

Совершенно необычным предстал перед зрителями Андрей Логинов в роли советника Корамбиса, которого мы знаем под именем Полоний. Легенда гласит, что на одном из выступлений, чтобы не оскорбить высокопоставленного зрителя с именем Полоний, шекспировской труппе пришлось срочно поменять героя. Так и появился Корамбис, имя которого, как оказалось, вполне подходит вздорному пронырливому старику с шутовскими манерами! Их словесные перепалки с Гамлетом – особое удовольствие для зрителя. Гамлет (Владимир Джумок) предстал в необычном образе. У режиссёра он постоянно преображается на сцене. То он длинноволосый студент, то помесь шута с сумасшедшим в рубахе с длинными рукавами, то блестящий кавалер, задумчивый и философствующий, смакующий каждое слово монологов, а то бросающийся в битву горячий юноша. Это огромный прыжок к признанию, глубокая, зрелая роль, открывшая зрителям в этом актёре много нового. Как, собственно, и вся постановка Владимира Червякова, сочетающая классические театральные традиции и современную динамику, открывает нам другого «Гамлета». Несмотря на то, что сюжет пьесы знаком каждому ещё со школьной скамьи, спектакль держит зрителей в напряжении до самого финала и ещё долго не отпускает потом. Бурные обсуждения характеров, героев, режиссёрских и сценических находок начинаются сразу же в фойе театра. А это значит, что вопрос «Быть или не быть?» для спектакля не стоит.

Ольга Севрюгина