Для слабовидящих

О театре

Пресса

Ай, да Пушкин!..

Елена Минская, журнал "Досуг в Нижнем", декабрь 2012

Новая жена царя хочет избавиться от своей падчерицы и отправляет её в лес на верную гибель. Царевна находит приют в лесной чаще у семи богатырей. Царица, узнав об этом, решает ее отравить... Из такой вот простенькой фабулы родилась у Пушкина прекрасная поэтическая "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях". А в театре "Вера" эта коротенькая сказка выросла до феерии в двух действиях с диалогами, песнями и плясками. 
Если ты на правильном пути ­ то вся Вселенная поможет тебе. А выбор ­ только за тобой. Эта мысль, пожалуй, является центральной во всей задумке и достаточно крепко поддержана художником спектакля. Наталья Белова создала на сцене целое мифологическое пространство: задник, изображающий мировое древо с персонажами Лукоморья, ажурный мост, по которому можно перейти в волшебную страну. Там обитают райские птицы Сирин и Алконост, поющие вещие песни, а Солнце, Месяц и Ветер могут говорить, и еще много­много всяких придумок. Иногда даже чересчур много. До того много золота и остальной "блестючести" в сценах, которые проходят "в царских палатах", что хочется зажмуриться, а порой и отодвинуться ­ блеск и объем настолько велики, что "вываливаются" из небольшого пространства сцены и надвигаются на зрителя всей разноцветной массой. Впрочем, через некоторое время, привыкнув, можно разглядеть и весьма удачные находки ­ огромные крылья у Сирина и Алконоста читаются прозрачно и, очевидно, как всеобъемлющая и ведущая рука судьбы, от которой, как известно, не уйдешь. Высокий нарядный кокошник на голове у Злой Царицы добавляет образу и стройности, и стати. "Добавляет" ­ ключевое слово в этой фразе, потому что Татьяна Кириллова неплохо справилась с ролью не только благодаря выигрышным внешним данным ­ "и румяна, и бела". Актриса нашла верную болевую точку персонажа ­ "черную зависть", а отсюда уже ­ точные пластика и интонации, делающие образ объемным, а зло ­ по-настоящему сильным. Таким сильным, что одолеть его может только настоящая любовь Царевны и Елисея. Кстати, Александра Трушкина очень точно передает это "ожидание счастья" своей юной героини. Ее Царевна действительно верна и верит, что только настоящая любовь ­ то, ради чего стоит жить, и то, чего вообще стоит ждать. Единственное, что непонятно в этой любовной ситуации ­ поведение Елисея. Так и хочется ему сказать: "Если уж отправился на поиски любимой невесты, так ищи, а не болтай". Создается впечатление, что его задача не в том, чтобы разыскать, и, возможно, геройски спасти возлюбленную, а отчетливо проговорить текст, постоять в мизансцене секунды три и вовремя уйти в правильную кулису. Силы Добра, конечно, велики, и Вселенная поможет, но самому-то тоже надо что-то делать! Хотя, долой придирки, может быть, актер точно выполняет режиссерскую задачу? Тогда непонятно ­ какую. Ну и ладно, главное ­ хорошо все закончилось: Зло в очередной раз отступило, все счастливы, свадьба, песни, танцы ­ кстати, "крепенько" поставленные и хорошо исполненные. Особенно горячий отклик получили танцевальные номера Семи Богатырей. И смотрятся легко, и поставлены с юмором, и живости добавляют во все действие. Нельзя сказать, что спектакль "смотрится на одном дыхании", но очевидно, что потенциал и у постановки, и у режиссера, и у актерского ансамбля огромный. 

Ирина Лаптиева, режиссер: 
- Проблема человеческого выбора мне очень близка, это моя тема. Добро и Зло вечны, и вечно их противостояние в нашем мире. Важно то, что выбирает сам человек. Зло помогает тому, кто его призывает. Мачеха, обуреваемая гордыней, завистью, ревностью, получает поддержку Зла. Елисей, готовый идти за невестой на край света, в последний раз взглянуть на нее, поцеловать, тоже делает свой выбор. Он борется за любовь, и именно поэтому ему помогают не только люди, но и силы природы. 

Татьяна Каурова, засл. арт. РФ:
 
- Судьбоносная птица Алко­ност ­ это мощная сила Добра и Света в сказке, ни в чем не уступающая возможностям сил Зла. Она желает объять огромными крыльями весь Земной шар, чтобы укрыть и спасти его в трудные минуты бытия. Мне никогда не приходилось играть птиц, тем более мифических. Здесь нужны крепкие руки (в костюме мощные крылья, величиной в полтора метра каждое) и полетность, владение поэтическим словом. 

Анастасия Дудоладова, заведующая литературной частью: 
- Сюжеты, подобные "Сказке о мертвой царевне", есть в культуре разных народов. Судя по репликам юных зрителей, им скорее знакомы Белоснежка и семь гномов, чем пушкинский вариант. Так что в нашем спектакле мы открываем ребятам не только слово великого русского поэта, но и мир славянской мифологии через присутствие двух волшебных птиц: Сирина и Алконоста, через пение старинных русских обрядовых песен и плачей, через различные живописные символы. Надеюсь, зрители отыщут разгадки лодки, в которую укладывают царевну, радужного половика, говорящего зеркала или имен темной и светлой птиц. Как во всякой русской сказке, в нашем спектакле много страшного и смешного, наивного и мудрого.