Для слабовидящих

О театре

Пресса

Актуальный Пушкин

Елена Минская, "Патриоты Нижнего" 24 июня 2015 г.

Театр «Вера» накануне празднования дня рождения Александра Сергеевича Пушкина представил премьеру спектакля по самой загадочной из его сказок. 5 июня на сцене киноцентра «Рекорд» взрослые и маленькие зрители увидели спектакль «Сказка о Золотом петушке».

«Царский сон в одном бездействии» – так определила жанр постановки режиссёр и автор инсценировки Елена Лопухинская. А из всех пушкинских сказок выбрала именно эту, потому что считает её наиболее актуальной, так как в сказке есть очень важная мысль – каждый должен сам созидать свою жизнь, не надеясь на чудо. Чужие дары могут быть опасны и разрушительны. Именно поэтому в спектакле Шамаханская царица и Звездочёт соединены в один образ некой злой силы, исподволь захватывающей сознание царя. Золотой петушок – опасный подарок, соблазн ничегонеделания и приятной дремоты. «Сказка – ложь, да в ней намёк!» – эти пушкинские слова завершают сказку, и царский сон оказывается вещим. Впрочем, обо всём по порядку.

…Царь Дадон, владения которого периодически подвергаются неожиданным набегам недругов, за обещание исполнить любое желание получает от мудреца-звездочёта золотого петушка, который затем исправно сообщает о приближении неприятеля. Поскольку старец долго не напоминал о себе и ничего не требовал взамен, Дадон успокоился и уже было забыл о данной клятве. Однако, когда царь собрался жениться, встретив неземной красоты девицу – Шамаханскую царицу, появился мудрец и потребовал её себе в качестве уплаты. Желание обладать царицей оказалось сильнее царского слова. Как ни пытался откупиться царь от старика, тот был неумолим в своём желании, и Дадон в сердцах убивает его. Переживёт мудреца он не намного.

Этот сюжет одинаково известен и любим, герои узнаваемы, а фразы разлетелись на цитаты. Казалось бы, сложно придумать что-то новое. Но художник Андрей Михайлов помещает всех героев в расписной терем, напоминающий музыкальную заводную шкатулку, и это становится стержнем всего спектакля. И царь Дадон, и Нянька, и Воевода – все герои становятся как будто кукольными персонажами, разыгрывающими удивительный сон. И, что приятно, актёры лихо справляются с такой вот формой существования в сценическом пространстве: их пластика действительно похожа на кукольную – забавная и «невзаправдашняя», яркая и образная, – за что надо отдать должное режиссёру по движению Роману Аксентию.

И вообще в спектакле много придумок: кукольное войско с такой же ненастоящей конницей, красочный спускающийся шатёр Шамаханской царицы, которая очень соблазнительна, хитра и коварна в убедительном исполнении Натальи Лемешевской. Эта фантастическая дева как будто сошла со страниц пушкинской сказки и закручивает свою собственную интригу, подчинив в итоге Дадона полностью своим замыслам, превратив в куклу. И вот этот образ решён в сцене буквально – в какой-то момент царица действительно держит в руках куклу царя Дадона.

Таких режиссёрских сюрпризов в спектакле достаточно, и спектакль очень живописный: и декорации, и костюмы – всё играет на фантастичность ситуации и эстетику сказки.

В спектакле много музыки, которую написал молодой нижегородский композитор Марк Булошников. Это его дебют на сцене театра «Вера», и весьма удачный. Написанные им песенки, тексты для которых взяты из ранних стихов поэта, были тепло встречены зрителями.

Ну и главный секрет успеха этого спектакля – пушкинская поэзия: лёгкая, простая, ироничная и яркая. Её хочется читать и перечитывать. И, конечно, ходить на такие спектакли.

Патриоты Нижнего, № 22 от 24.06.2015