Для слабовидящих

О театре

Пресса

Сон о золотом петушке

Ольга Плаксунова, Театральный журнал «i» №3, 2016

Есть в Нижнем Новгороде театр, да непростой: детский, кочующий! Называется он "Вера". Ещё осталась у "Веры" тающая надежда на то, что закончится их бесприютная жизнь с поиском пристанища. Не подскажу я, в каком зале в ближайшее время вы сможете посмотреть их новый спектакль "Сказка о золотом петушке" в постановке молодого режиссёра Елены Лопухинской! Внимательно следите за афишей! Может, в "Рекорде", а может в ДК Орджоникидзе, в ТЮЗе или ДК Железнодорожников? Ведь так и не находятся деньги в бюджете на окончание ремонта их родного дома на Мещерском озере. Остаётся ждать волшебства, как в сказке, о которой и речь.

В некотором царстве, в российском государстве, жил-был царь Дадон. Был он наивен, как ребёнок. И было у царя два сына, и исполнительная власть в лице Воеводы (Дмитрий Суханов) с потешным войском и Няни (Наталья Илюхина), свято хранившей государев покой. Но сказка не о них, а о странном сне и о коварном искушении, которым испытает царя гость с Востока. "Сказкой в сказке" поведают зрителю, о попытке свергнуть монархическую власть, но путём не революционным или демократическим, а троянским. Бойтесь "петушков", в дар приносимых!

Однажды приснился старому царю страшный (почти шекспировский) сон: пробив полночь, ожили на стене часы с фигурками! И в этот миг явился во дворец таинственный восточный Мудрец, подаривший Дадону чудесного Золотого петушка, который сможет криком оповестить о набегах соседей не хуже системы противовоздушной обороны РФ! А в награду за такую полезную диковинку недалёкий Дадон обещал волшебнику исполнить любую его просьбу. Но не сдержал слова царь, и принял он смерть от петушка своего! Двух сыновей и себя погубил, но всему причиной, как всегда, ищите женщину! Обольстительная Шамаханская царица и Мудрец - загадка в этой притче, играет их обоих одна актриса (Наталья Лемешевская). Или это две стороны одной медали, решающей судьбу (орёл или решка); или то лукавый оборотень, меняющий обличия; или гармоничный инь и янь, в котором доброго и злого поровну? А был ли петушок? Может, петушка никакого и не было?

Не завершать же детскую сказку (6+) кровавой драмой, с разбитой царской головой, как у Пушкина?! Всё было во сне, а значит – понарошку: прекрасная режиссёрская находка! И царь Дадон (Владимир Джумок), ненадолго усыплённый вместе со зрителями колыбельными композитора Марка Булошникова, в конце проснулся. Идея сна изобретательно раскрыта в декорациях и костюмах: художник Андрей Михайлов сделал историю лаконичной и яркой, подобно книге, раскрывающейся объемными изображениями. Даже мантия у царя с изнанки оборачивается лоскутным одеялом, золотые латы сменяются стеганой розовой пижамкой в цветочек, а трон за пару секунд превращался в лавку.

Финал в «Сказке о золотом петушке» гораздо серьезнее, чем можно ожидать от детской сказки. Режиссёр проводит непростую аллюзию с "Борисом Годуновым" (сцена с царевичем и Шуйским) - это завораживающий момент присвоения власти Воеводой у трона только что умершего царя. Возможно, маленьким зрителям не будет понятна постмодернистская прелесть оригинальной инсценировки. Но в памяти взрослых во время просмотра выпуска новостей наверняка ещё не раз всплывёт эта давняя история, рассказанная театром "Вера" на новый лад… Ведь сказка - лишь намёк, а добрым молодцам - урок!

Ольга Плаксунова