Для слабовидящих

О театре

Пресса

Вместе строим будущее

Анастастасия Дудоладова, журнал "Страстной бульвар, 10" № 10-170 2014

История совместной дружбы театра «Вера» из Нижнего Новгорода и театра «Studio-Bühne Essen» из немецкого города Эссена насчитывает почти 20 лет. Эти годы наполнены не просто со-дружеством театров из городов-побратимов, а со-творчеством, со-чувствованием, со-причастностью одному делу и одной судьбе. Конечно же, такое многолетнее общение было бы невозможно без поддержки администрации города Нижнего Новгорода и муниципалитета города Эссена.

Первая встреча руководителей и основателей театров состоялась осенью 1993 года в Нижнем Новгороде, когда «Вера» и Вера Горшкова принимали немецкую делегацию в только что полученном здании Дома торжеств. Тогда директор театра «Studio-Bühne Essen» Зигфрид Плева отметил похожесть двух коллективов и «общую сердечную волну». Оба театра выросли из любительского творчества, оба работают в камерном пространстве и близком общении со зрителем, оба ценят студийность и строят свой самостоятельный театр-дом. И оба в начале 1990-х получили здание. Реконструкция помещений и строительство в них сценического пространства, мастерских и гримерных делались, в основном, своими руками, и к артистам присоединялись цеховых дел мастера, создавались технические службы. Театр «Вера» обрел профессиональный статус и крышу заброшенного ЗАГСа в спальном районе Мещерское озеро, став первым нижегородским театром в рабочей, заречной, части города. Театр «Studio-Bühne Essen» разместился в здании старой начальной школы на одной из окраин Эссена, районе Kray (край).

В 1995 году состоялись визиты театров друг к другу, подтвердившие их творческую общность: нижегородская «Сотворившая чудо» У. Гибсона и эссеновская «Гондола к Богу» В. Кардинала были обращены к молодежной аудитории, несли единый эмоциональный и гражданский заряд. Это и дало импульс провести в 1996 году в Нижнем Новгороде международный молодежный театральный фестиваль «Контакт», главным итогом которого стала совместная постановка «Огурцы и другие пирожные» по пьесе К. Драгунской (автор проекта и режиссер - Вера Горшкова). Двуязычное клоунское представление, в котором немецкие актеры играли жителей волшебного Рыжего королевства (Короля, Королеву, Разбойника, Лысое чудовище), а нижегородские - основных героев, ставших в спектакле артистами цирковой труппы Акакия Мерседесовича, затем был показано в Эссене. И было понятно на любом языке. Его трогательная нота детской любви к бородатому Папе и «такой наивной» Маме, жалости к одинокому Лысому чудовищу воспринималась зрителями на уровне чувств, что немного озадачило немецкую сторону. Должен ли существовать такой детский спектакль - дурашливый, озорной, очень красочный, ярко-эмоциональный, без всякого внятно сказанного нравоучения?

Вопрос получил свое развитие в еще одном совместном проекте, уже 2005 года - «Театральная педагогика и современные социальные процессы», проводимый в Эссене совместно с организацией «Немецкая молодежь в Европе». Спектакли по сказке «Золушка», сыгранные двумя театрами, дали пищу для обсуждений и размышлений. Нижегородская постановка по пьесе Е. Шварца, где версальская пышность королевского бала сменялась тихими сценами сомнений и любовных переживаний Золушки и Принца, стала настоящим праздником для школьников Эссена. После посещения русских театральных уроков с огромным удовольствием и серьезностью немецкие девочки играли в русском спектакле розы, сочувствующие героине, а мальчики - королевских стражников, отправленных на поиски таинственной незнакомки.

Совместные репетиции, мастер-классы, обоюдные показы спектаклей вызвали у обоих театров острый интерес к драматургии Германии и России. В результате в 1999 году Вера Горшкова осуществила постановку «Маленьких трагедий» А. Пушкина в Эссене, которая впоследствии стала ярким событием Нижегородского областного Пушкинского фестиваля, посвященного 200-летию поэта. В репертуаре театра «Studio-Bühne Essen» в разное время появлялись «Чайка» А. Чехова, «На дне» М. Горького. В афише театра «Вера» - «Баллада о Бедном Рыцаре» П. Хакса, ставшая первой постановкой этой пьесы в постсоветской России. Невероятный интерес вызвала драматургия Ф. Штайоф (Franziska Steiof), с которой хотелось бы познакомиться в русском переводе. Недавно в театре «Studio-Bühne Essen» осуществлен спектакль, основанный на письмах русских и немецких солдат, воевавших под Сталинградом. Проектов и встреч, осуществленных за два десятилетия, было немало, все перечислять не буду. Один из последних - проведение в 2011 году в Нижнем Новгороде праздника «Колокола дружбы», посвященного 20-летию содружества городов-побратимов. Тогда театры представили спектакли для детей об истории своего края - «Сердце Эссена» об истории Рурского региона и «Колокола-лебеди» И. Карнауховой и Л. Браусевича о мифическом граде Лебединце, который подобно граду Китежу исчез от врагов.

Опыт фестиваля «Контакт» в Нижнем Новгороде, который проводился также в 2003 и 2006 годах, показал, что наиболее интересной его формой является не просто смотр спектаклей различных театров из Нижегородской области и Эссена, а обоюдная глубокая лабораторная работа над общей темой или пьесой. В такой форме совместная репетиция выступает как попытка раскрыть различия наших театральных культур и найти точки их соприкосновения на основе доверия многолетней дружбы. Может быть, именно поэтому два десятилетия не рвутся дружеские связи людей, в той или иной степени причастных к проектам театров «Вера» и «Studio-Bühne Essen». И если приезжают гости из Германии, или, наоборот, из России, все они находят возможность обязательно повидаться с приехавшими, привести с собой своих детей, а теперь и внуков. Пожалуй, два коллектива - одни из немногих, кто буквально воплотил суть идеи побратимских отношений городов.

Искренняя радость от встречи с теми, кто стоял у истоков дружбы, кто участвовал в ее укреплении, стала самым сильным впечатлением от совместной немецко-русской театральной недели в апреле этого года. «1914 - красота и ужас» - под таким названием в Эссене проходит серия различных культурных проектов, посвященных началу Первой мировой войны. В программе совместной недели, организованной при поддержке Ассоциации немецких любительских театров, состоялись показы нижегородского спектакля «Дети Медеи» по пьесе С. Остен и П. Лисандера на сцене театра «Studio-Bühne Essen» и в помещении церкви Bergmannsdom, а также концертная программа на собрании Немецко-русского общества. Спектакль «Дети Медеи» вызвал огромный отклик у зрителей - и тех, кто пришел послушать родную русскую речь, и тех, кто не знал ни слова по-русски. Проблема поиска взаимопонимания в семье, переживающей скандальный развод родителей, оказалась понятной всем. Немецкая сторона представила спектакли «Старуха Саваж» по новелле Ги де Мопассана и «Ной и Всемирный потоп» по пьесе Франциски Штайоф. Все спектакли говорили так или иначе об одном - о том, что зло порождает ответное зло, и спастись от вражды в семье, политике и мире можно только через понимание и любовь. Недельные гастроли сопровождались различными официальными мероприятиями: прием в муниципалитете города Эссена, встреча с Обществом русских немцев в Эссене, с руководством Центра помощи эмигрантам «Kon-Takt» и Русско-немецкого форума.

А люди «Веры» и «Studio-Bühne Essen», обсудив спектакли и прожитые годы, снова убедились в уникальном совпадении своей судьбы. Сейчас «Studio-Bühne Essen» - не только любительский театр на окраине, а настоящий культурный центр большого микрорайона, где проводится около 140 различных мероприятий в год. В большинстве школ района работают театральные кружки, которыми руководят студийцы. Театр «Вера» стал не только самым популярным театром для детей в Нижнем Новгороде, играющем более 300 представлений в год, но и социально-культурным центром, осуществляющем различные образовательные проекты.

Здание «Веры» с июня 2013 года закрыто на реконструкцию на несколько лет. В Эссене обветшавшее здание старинной школы, ставшей на два десятилетия театром для детей и молодежи, требует капитального ремонта и находится под угрозой закрытия. В сложной для обоих коллективов ситуации бездомности, финансового кризиса и административных перестановок, они строят планы на будущее. А значит, продолжение следует.

журнал "Страстной бульвар, 10"